|
31.08.2007 История хиппи-сопротивления, 1.2, rus Редактура приветствуется Пацифизм нужно понимать не как Всех, кто не знает, что такое хиппи-движение, прошу прочесть статью в Википедии под аналогичным названием или же исследовать сайт hippy.ru, которому уже более 5 лет. Хиппи существуют до сих пор повсеместно. Идеи хиппи, казавшиеся в семидесятые годы консервативным обывателям утопическими, обыденны для современного человека. В России в настоящее время более 10 000 людей относят себя к хиппи. Баян: Хиппи, взявшие за символ движения антиатомную эмблему – пацифик, показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи: сексуальная революция; терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям; однополые браки; легализация ПАВ во многих странах; усиление роли женщины; терпимость к расовым различиям; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства и веганства; антивоенное движение (пацифизм); движение за службу, альтернативную службе в армии; движение за права животных и прочие экологические движения; свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм. В России есть понятие «система». Система — объединение оппозиционных тоталитаризму субкультур, существующее с 70-х годов - для взаимопомощи. Можно также сказать, что это система квартир людей сопротивления (самые известные хипповые квартиры – Сэма Киевского, Пацифики, Арви Хакера, Васи БЧ, Шпалерная). В систему в разные времена входили хиппи, панки, рокеры, байкеры, эзотерики, диссиденты всех мастей, барды, ролевики, туристы, фарцовщики, гомосексуалисты, криминальная субкультура и пр. Ясное дело, что хиппи помогали преимущественно хиппи, но никогда не отказывалось в помощи соседним субкультурам, правда, считалось правильным перенаправить найденного случайно или пришедшего по рекомендации хорошего человека как можно скорее к идейно близким товарищам, исходя из того, что они имели больше возможностей помочь своему человеку. К тому же не следует забывать, что самоидентификация и четкая дифференцировка неформалов на течения существовала только в столицах, а в провинции и по сей день все тусуются вместе. Система сформировала сленг на основе арго и английского языка. Например, «ксивник», «хайратник», «фенечка» и т.п. Сленг и атрибуты, внешность были необходимы не только для того, чтобы хиппи могли друг друга узнать. Это был инструмент обнаружения людей, достойных доверия. Хиповая внешность давала право на внимание со стороны Системы, на участие и на использование накопленного резерва – идеологического, человеческого, денежного и т.д. Сопротивление субкультуры ненасилия, в чем оно состояло? Прежде всего – в образе жизни самого человека. Существовало две модели ненасильственного сопротивления – объединял их антисистемный протест и рок-н-ролл. Первая модель была негативной – эскапизм, употребление всех психотропов, которые удавалось обнаружить и нарушение всех возможных моральных норм, на которые в течение жизни натыкался пипл – это всё чем-то похоже на агхору, темную индийскую духовную практику. Второй вариант – модель позитивная: аскетизм, духовный и творческий поиск, стремление к чистоте и высоте. Самой большой ценностью считалось в обоих случаях культивирование идеи любви ко всем и ко всему. Так или иначе, с помощью собственного образа жизни хиппи изменяли окружающих их людей. Т.е. Хиппи существовали для цивилов. Это было похоже на современный термин «личная политика» - человек одевался - и каждый предмет его одежды кричал и эпатировал. Говорил – и каждое его слово изменяло представление обывателей о реальности. С влиянием скромного личного примера - всё. Традиции, которые также имели в качестве побочного эффекта назначение к перемене мнения обывателя о традиционных ценностях, были аск, автостоп, свободные поселения, сейшена... Для повышения уровня самоосознания людей использовались: - эпатаж Эпатирующими могли быть и поведение, и внешность. Надо ли говорить, что в древнесовковые времена любая ленточка на одежде трактовалась как ноухау. Саша Иосифов, один из самых старых хиппи Москвы, комментирует одну из фотографий своего «Пиплбука»: «Хиппи приносят в мир праздник. Определенная часть населения, можно сказать - большинство населения нашей страны (практически всё) носило серую и черную одежду. Телогрейки, ватники, пиджаки, галстуки... Огромная серая глыба... масса... И вдруг появились они: веселые, открытые, простые, с радужными идеями Человечности в себе и во вне. Один из первых лозунгов хипов (на Западе) гласил: "Люди, будьте человечны!" Одежда - отражение внутреннего состояния. Вышитые цветными нитками цветочки, бабочки, орнаменты и прочие растительные картинки, иногда сопровождаемые простыми изречениями "love" и "freedom", фенечки, ксивники, хайратники, бусы, хиповые значки (изображение пацифика, голубя мира, музыкальные кумиры - Леннон, Джаггер, Мориссон, Боб Дилан и "Робертушка" Плант)... Внешний вид хипов - попытка переосмысления эволюционного пути "правильного" общества. На всякое заблуждение появляется корректура. Зародилось племя, которое посмело думать иначе». - творчество Творческих объединений было множество. В 75-81 году во Львове вокруг хипповой рок-группы «Вуйки» существовала Республика Святого сада. Особенный след в истории оставили сейшена в Святом Саду 10.06.1976 и 18.09.1977. Группа, взявшая в качестве названия слово, которым презрительно называли западянцев, исполняла песни протеста. На концерты собирались до 300 хипов, репрессиями это не завершалось. В середине 1987 года, после нескольких уличных выставок, почти все московские художники из движения хиппи объединились в арт группу "Ирис" во главе с Сольми. Но в "Ирисе" было слишком много людей с разным мировоззрением и мировосприятием. Через некоторое время несколько художников, выделилось из "Ириса" и образовало собственную группу – «Фризия» (ими манифестировалось стремление отразить и показать красоту) "Ирис" и стал регулярно проводить выставки-фестивали под названием "Улица Любви" и бороться с бездушной атмосферой города, добиваясь переименования одной из московских улиц в Улицу Любви. Выставки преследовались до 96 года. В марте 1985 года Сольми был задержан на андеграундной квартирной выставке в Красногвардейском районе. 9 августа 1985 года была разогнана милицией выставка андеграундных художников возле памятника Грибоедову. 6 сентября 1986 года реквизирована на неделю выставка на Арбате, участники были задержаны милицией. Только что, при подготовке этого текста, я обнаружила, что Аллею Любви в Москве на днях откроют. В Нескучном саду. Что же, схожу посмотреть. Кроме того, можно отметить серию серия выставок Движения F (Москва, 1989), клуб Антилир (с 2001) и объединение людей вокруг hippy.ru (с 2002). Последние два мало того, что существуют в соседних домах на м.Пражская, связывают множество творческих людей и выпускают два журнала – журнал Антилира называется «Ухо», журнал hippy.ru – «Вместе». Антилир имеет творческую направленность, hippy.ru более интересует активизм. В 2003 году 40 человек, собравшиеся вокруг hippy.ru сделали некоммерческий фестиваль «Игра в бисер», в котором участвовали 240 артистов и несколько тысяч зрителей, лозунгами которого стали хиппи-идеи. Это было необходимо для интенсивной реанимации хиппи-движения в стране. Похожие фестивали были проведены белгородцами и киевлянами. Хипповые фестивали проходят ежегодно, каждый раз их проводит кто-то новый. В Москве сейчас есть религиозное творческое объединение, возглавляет которое священник-хиппи, о.Сергий - Молодёжный культурный центр во имя св. Ксении Петербуржской. Кроме того, что это рок-клуб, в последнее время там появилась точка сбора одежды для бездомных и была поставлена коробка для сбора денег на «Еду вместо бомб». 21 октября 2007 года ЛЛео Каганов написал "поэтическое открытое заявление интеллигентных людей" в защиту Конституции РФ. Оно получило всемирную известность. - активизм Стокгольмское воззвание 1970 1970 год. «А ты подписался под Стокгольмским воззванием?» - хиппи подходили на улицах к людям с этим вопросом и раздавали листовки с текстом воззвания. Многие были арестованы. Антивоенный митинг Москва 1971 Василий Бояринцев пишет про эту первую политическую акцию русских пиплов в «Крейзи-классике»: 1 июня 1971 года, день Защиты Детей, <была>мощная антиамериканская демонстрация у стен соответствующего посольства. Повод – война во Вьетнаме. Пацифисты всего мира, прежде всего американские же, шумели тогда по этому поводу. Московская тусовка была к тому времени уже достаточно представительной, чтобы тоже, как бы произвести впечатление. Юрка Солнце, наш главный рулевой, вроде бы даже ходил в Моссовет за разрешением, и, якобы, ему там выдали список рекомендуемых лозунгов типа: “Почему плачет вьетнамский ребёнок?”, “Янки гоу хоум”, разумеется пацифик, перечёркнутые бомбы и пр. Нарисовать же целую кучу подобных транспарантов взялись Колпак, Винету и я. … Работой своей мы остались довольны, а вот сама эта демонстрация, не успев сделать с “психодрома” и пару шагов – а собралось там тысяч несколько народу – закончилась такими неприятностями, что до сих пор вспоминается с содроганием. Кое-кто, в итоге, даже поплатился жизнью, многие загремели в дурки, иных повышибали с работ и учёбы, а сами тусовки в Москве на долгое время стали делом сугубо партизанским. Спустили с цепи комсомольские оперотряды, предварительно убедив тех, что пацифик – это один из вариантов свастики, по флэтам забегали участковые»… Антивоенная демонстрация Гродно 1971 В августе 71-го к гродненским хиппи приехали друзья из Вильнюса и Таллинна, компания собралась на природе у поселка Озеры, в 20 километрах от Гродно. После милицейского разгона около 10 человек вильнюсских схватили, избили и остригли. Это послужило поводом для протестной реакции. За неделю дома у Миши Гуленина написали больше десятка плакатов («Руки прочь от длинных волос», «Прекратите террор», «Свободу рок-н-роллу», «All you need is Love»). На демонстрацию приехали хиппи из Вильнюса, Таллинна, Питера, Мостов. Было около двух часов дня. Колонна начала движение от мишиного дома, что на углу улиц Социалистической и Маркса. Все были одеты в джинсы или брюки клеш и цветастые рубашки, в колонне несли плакаты. Таллиннец Виру вел на цепочке боевого испанского петуха. В сквере на площади их ожидали с плакатами еще около тридцати человек - друзья из Мостов. Они должны были присоединиться к колонне и пройти вместе через всю площадь к фонтану. Туда же небольшими группами подходили «волосатые» со всего города. Войска и милиция оцепили центр города, все участники акции были арестованы. Впоследствии многие из них бесследно сгинули в советских психушках. Это была первая молодежная акция гражданского неповиновения в Беларуси. Антивоенная демонстрация Вильнюс 1971 Через пару дней такая демонстрация солидарности с беларусами прошла в Вильнюсе. С плакатами в защиту гродненцев литовские хиппи вышли на площадь у башни Гедимина, в центре Вильнюса. «Вражьи голоса» называли эти события кровавыми побоищами молодежи с милицией. «Свободу Детям!» 1971 В ночь на 1 сентября 1971 года, школы №№ 112, 120, 20, 110 и 125 («Заповедник Гоблинов») и все подходы к ним были расписаны хипповыми лозунгами и обклеены пацифистскими плакатами работы Лены Захаровой и Бори Шишкина. В акции принимало участие 15 человек. Сажайте розы в проклятую землю, Воронеж, 1972 Воронеж, 1972 год. «Сажайте розы в проклятую землю». Организация – Лена Захарова (Дюдюка), Горыныч и Лена Рындина (кузина Дюдюки). Массовая высадка белого шиповника в Воронеже и его области, с целью очистить землю от скверны под влиянием запуска воронежской АЭС. В акции приняло участие более ста человек, в большинстве простых горожан. Любите друг друга, Воронеж, 1971-1976 С 1971 по 1976 год – каждого 1 июня проводилась акция раздачи цветов на улице. Накануне цветы в ведрах закупались на загородных полустанках, а первого числа хиппи в этнических расшитых рубашках, клешеных разрисованных джинсах, многие босиком, раздавали цветы со словами «Любите друг друга!» «Братство и Любовь!» прохожим и даже представителям милиции, за что многие попадали в кутузку. Помимо этого 1 июня 1975 года, была проведена акция «Дыхание Любви» (также в Воронеже). Более 30 человек хиппи ходили по стриту, целовались и обнимались, приглашая присоединиться простых прохожих. Несколько человек были арестованы по подозрению в гомосексуализме, но отпущены за отсутствием доказательств. Организация хиппи-анархистов "Свободная инициатива" существовала с 1982 г. Устав был принят в 1987 г. Они выступали за общедемократические права и свободы, свободу собраний, печати, ассоциаций и организаций; сокращение армии и сроков службы, введение альтернативной гражданской службы, стирание границ между странами, ликвидацию армий всех государств, тюрем и концлагерей и т.д. Основная форма деятельности состояла в написании листовок с обращениями, надписей на стенах домов пацифистского содержания. Собирали подписи за освобождение Пауля Кнаппа (американского пацифистского деятеля, приговоренного к 8-летнему тюремному сроку). Получили из США ответ, что его дело пересматривается. Актив состоял из 10 человек 18-23 лет. В 1980 году, перед Олимпиадой из Москвы выселили под разными предлогами множество хиппарей, некоторых даже в областные дурки. Были даже специальные кордоны, в течение долгого времени не допускавшие патлатый пипл в Москву. Лена Захарова (Дюдюка) занималась тем, что помогала им вернуться домой, используя свои связи, бегая по инстанциям и даже иногда просто нелегально с друзьями привозила выселенцев на машине в Москву, вписывала и начала хлопотать об их легализации, рискуя дочерью и мужем-иностранцем-нелегалом, пользующегося большой популярностью у КГБ. Длилось это вплоть до 1983 года. Самосожжение Ромаса Каланты в Каунасе, 1972 Ромас Каланту, хиппи, совершившего акт самосожжения в качестве протеста против советского режима 14 мая 1972 года на Аллее Свободы в Каунасе. Это послужило сигналом к началу моложедного восстания18-19 мая, в период которого власти потеряли контроль над городом. Восстание было подавлено, участники репрессированы. (Статья о Ромасе) 4 июля 2000 Ромас Каланта посмертно награждён орденом Креста Погони первой степени. 14 мая 2002 при участии президента Литовской Республики Валдаса Адамкуса на месте самосожжения был открыт памятник «Поле жертвы» Гринхип,1987 Первой в России экологической общественной организацией было Всесоюзное общество охраны природы, созданное в 20-е годы. С 1986 года Ленинградское отделение ВООП начало активно рекрутировать молодежь из альтернативных движений - хиппи, панков, металлистов. Руководителем этой программы был Владимир Гущин, впоследствии он стал одним из известных лидеров питерского экологического движения. Успешнее всего шла работа с хиппи – в 87 году в работе инспекций, дружин участовало 100 пиплов, они же боролись с браконьерами. В 1987 году хиппи зарегистрировались в Леноблгорсовете как автономное отделение ВООП под названием “Гринхип”. С этого времени Гринхип стал одним из наиболее активных отрядов общественной инспекции по охране природы в Ленинграде. С самого начала своего существования эта группа пользовалась поддержкой других хиппи города. Так, например, во время инспекционных проверок по Ленинграду, при пресечении торговли растениями, занесенными в Красную книгу, в 1987 – 88 годах инспекторы получали помощь и от хиппи, которые не входили в “Гринхип”. Этому способствовали массовые раздачи конфискованных дикорастущих цветов (законом запрещается их продажа, в том числе и в госторговле) около кафе “Сайгон”. Одной из кампаний “Гринхипа” стала борьба с незарегистрированными промышленными стоками на территории города в 1988г. В 1988 году “Гринхип” стал взаимодействовать с Партией зеленых Финляндии, чему способствовали сходная идейная платформа и близкий состав участников двух организаций. Численность “Гринхипа” к 1989 году составляла более 150 человек. Первая антивоенная демонстрация во Львове 20 сентября 1987 года во время празднования Дня города Львова состоялась первая демонстрация молодежи Украины за гласность, перестройку, свободу и разоружение. По словам Алика Олисевича, это был активный протест против тоталитарной ситемы и партноменклатуры. В этой демонстрации приняли участие более 30 представителей молодежных течений. После неё была создана группа "Доверие", целью которой было установление связей между Востоком и Западом, между народами разных стран не на уровне государственных делегаций, а на уровне свободных граждан. Группы доверия существовали и в других городах : в Москве с 1980 года, в Петербурге - с 1988 года. Основными требованиями групп было осуждение войны в Афганистане, освобождение узников совести, свобода вероисповедания, признание "Всеобщей декларации прав человека" и отказ от насильственных методов разрешения социальных конфликтов. Некоторое время спустя Алик стал работать во львовском отделении Международной Амнистии. С тех пор львовские хиппи принимали участие более чем в ста различных протестах. Лагерь протеста против строительства нефтехранилища, 1994 В 1994 году группа "Барышня и хулиган" вместе с Хранителями радуги едет в Одессу, в Южный порт, в экологический лагерь протеста против строительства нефтехранилища. Пикеты против разгона Еврорейнбоу, 1998 В 1998 году хиппи проводили пикеты протеста в связи с разгоном Еврорейнбоу на Мшинской – в Питере и Москве. Рейнбоу-98, мирное поселение, разгонял ОМОН, типи рубили топорами, людей гнали по лесу и т.д. На следующий день была проведена пресс-конференция на факультете журналистики. Менее жестким разгоном сопровождалась и Радуга 99 года, но протестов больше не последовало. Караван Мира, 2001 С 6 по 22 августа 2001 года по Черноморскому побережью, от Архипо-Осиповки до южной Озереевка прошел Караван мира – акция против строительства нефтяной трубы Каспийского трубопроводного Консорциума и газовой трубы "Голубой поток. Неформалы со всей страны прошли по берегу моря, собирая мусор(в одной только Черкесской щели участники собрали около 100 мешков мусора),, в населенных пунктах устраивая митинги и концерты. В Новороссийске караван мира прошел маршем по центру города к Форумной площади для того, чтобы сыграть концерт и отправить обращение с сабжем, под которым были сотни подписей президенту. Экологические акции, в которых с 2003 года принимали участие хиппи: порядка 60 только московских акции описано на хиппи ру, кроме москвичей в таких акциях, насколько мне известно, принимали участие хиппи Киева, Самары, Саранска, Саратова, Минска и других городов – в них участвовали порядка 30 хиппи. Можно упомянуть антиохотничьи и антимеховые митинги ВИТЫ и Альянса, протесты против кетаминового и лауроболиновых дел (в защиту врачей, 2004-2005), участие в ветконгрессе 2004 года, акцию в защиту Дунайского заповедника (2004, Киев), Всемирный день защиты прав животных (акция 10.12.2004 в галерее М~`арс), пикет в защиту стерилизации бездомных животных (10.04.2005), акции в защиту Лидии Поповой, опекуна бездомных животных (2006), веганскую радугу-2006 в Астрахани, дело убийца Рыжика (2006). На антивоенной демонстрации в Москве, 20.03.2004, единственный черный флаг был наш. К слову сказать, в анархических московских акциях время от времени участвует не более 10 хиппи-активистов. Марш мира в Великом Новгороде проводился хипами дважды в июне 2005 и 2006 года – это были акции, собравшие несколько десятков неформалов из Новгорода, Пскова, Москвы, Питера, Екатеринбурга. Hippy.ru писал про Антиатомную акцию Экозащиты! 19.02.2007 против строительства опасных АЭС На антивоенной демонстрации в Москве 23.2.2007 было пятеро хипов – из 150 анархистов. Антисексистский митинг 8.3.2007 – семеро хипов из 30 протестующих. Хиповый прыжок "Идеи, спустившиеся с небес" 22.04.2007 – антивоенная концептуальная акция, которую делали семь человек с хиппиру. В тот же день хиппи Архангельска собрались, чтобы отметить день появления слова «хиппи» и пятилетие хиппиру. С зимы 2006 года мы часто ходили на акции, организуемые Громом-Грозой-МПД-ОД-групп (всё одни и те же люди) - скорее, как наблюдатели, чем как участники. Но рационального в этих протестах не обнаружили, зато уловили непоследовательность и непроходимость организаторов, поэтому упоминать про них в этом тексте ни к чему – после помех, создаваемых ими на прайде, они перестали нас интересовать окончательно. В 2006 году мы познакомились и с новорожденным русским ЛГБТ-правозащитным движением. Результатами сотрудничества можно назвать несколько совместных протестов, квартирных кинопоказов и музыкальных вечеров в рамках Европейской недели противостояния гомофобии, фоторепортажи с Международной московской лгбт-конференции «Нет дискриминации ЛГБТ» и прайда, анархическое шествие в поддержку гей-парада. Достаточно сказать, что из 30 участников анархошествия семеро были хипами – так как анархическая тусовка оказалась удивительно гомофобна. Прайд-2007: это, пожалуй, исторически - самая значительная акция из всех, в которых мы принимали участие. За день до него мы делали репортаж с московской Международной конференции ЛГБТ. На прайде не было никаких правозащитных организаций, не было антифашистов. Милиция и наци избивали активистов лгбт-сообщества. Всех избитых фашистами, арестовывали, самих фашей отводили в сторону и отпускали. Когда были арестованы почти все правозащитники, пришедшие на прайд, остался радужный флаг, рейнбоу флаг, и именно его подняла последняя группа протестующих, активистов LGBTRIGHTS.RU, прошедшая около 5 метров около мерии. С марта 2007 года в Москве существует хиповая фнб-группа Magic Hat. Фнб, как известно, это антимилитаристская анархическая инициатива. 11 ноября 2007 года, в день глобальных действий памяти антифа Тимура Качаравы, двое владивостокских хиппи провели фнб-акцию; вот текст пришедшего от них сообщения: "за неделю перед акцией расклеивали по городу листовки, ходили по дворам и информировали бездомных; готовили гречку с соей, луком, морковкой, куркумой, кинзой и петрушкой и травяной чай, раздали 23 порции в центре города; во время Еды вместо бомб были проблемы с местными бандитами, но это особенность местности, здесь всегда проблемы с бандитами; на самой акции и перед ней раздали 300 листовок памяти Тимура; Во Владивостоке засилье нацистов, больше инфы написать не можем; мы продолжаем работу. Фашизм не пройдёт! smalltalk@list.ru" 24.11.2007, когда по всей стране шли Марши Несогласных, челябинская хиппи-трансер группа провела первую фнб-акцию, накормив 50 человек. - самиздат Первое упоминание о именно хиповом самиздате, которое я пока обнаружила – ежеквартальный журнал «Свобода» (1988, редактор Ю.Попов, 20-40 с., тираж не более 30 экз.). В августе 98 года однократно вышла газета, делавшася под руководством уже упоминавшегося Сольми, «Свет любви». Газету делали полтора года. Я, между прочим, помнится, приобрела эту газету и была очень озадачена почти полным отсутствием нехудожественного контента. Несколько папиросно-бумажных выпусков московского «Фонаря Диогена» (85) есть у Саши-Художника, хиппи-архивариуса. Владимир Борода во времена своего существования в Минске выпускал журнал «Аск» (1989-91). Насчет «Аска» ничего более мне узнать пока не удалось, но вот парочка номеров «Духовки», которую Борода делает сейчас (вместе со своей любимой), черно-белого современного хиппи-журнала были присланы мне почтой из Праги и, знаете, я даже смогла понять, что в нем пишут, несмотря на чешский. Хиппиленд, питерский журнал 93-98, был более всего исполнен именно хипового стиля – из всего что когда-либо издавалось в Совке. В результате взаимодействия ролевой и хиппи субкультуры журнал отличался суровым эльфийским уклоном. Последние номера вроде как даже выходили в цвете. Люди, связанные с Хипилендом, проводили фестивали и концепт-акции («Наступление яблочных дней», «Блинное движение в стороны весны» и т.д.) В московском журнале Твердый знак (Москва, 1991-1996) публиковались тексты некоторых хиппи, в частности, Уммы Гуммы, но это уже, как и начавшие жить с 1992 года «Забриски» была стилизация под самиздат.Журнал задумывался как контркультурное издание с обзорами всякой музыки, литературы, кино и т.д., а не как чисто хипповый. Альманахъ, расширящий сознание за счет стимулирующей мозговую деятельность информации, выпускался тиражом в 1000 экземпляров на деньги, собранные олдовыми и просто хорошими людьми. «Забриски» – теперь с цветной обложкой - продаются в магазинах и наиболее популярны. Впрочем, никакой альтернативы им не предвидится. «Забриски», тем не менее, по-прежнему рекрутируют молодежь в поредевшие ряды хиповой армии. В Саранске в 2002-2004 хиппи выпускали «Время колокольчиков». Самиздат Hippy.ru начался с фестивальной книжки 2003 года – для «Игры в бисер» были изданы некоторые тексты хипов (480 экз.). Со следующего года мы начали толстенький журнал «Вместе» в надежде на интеграцию прогрессивных инициатив и полагая своей целью объединение людей из различных протестов («Вместе» рождался числом от 50 до 300 экз. - в зависимости от нашей обеспеченности в день выхода тиража). Многие номера печатались постранично нашими друзьями. Концепция издания – монологи творческих людей на свободные темы (связанные так или иначе с изменением уровня культуры общества - пацифизм, открытость, веганство, охрана животных, свободная любовь, свободные путешествия, альтернативный образ жизни, оппозиционные формы поведения, феминизм, альтернативное общество, эйджизм, сексизм, зависимость от психоактивных веществ, принципы творчества, атеизм, натуризм и т.п.). Журнал не публикует стихов и рассказов, разве что мемуарные записи. К пятилетию сайта вышел шестой номер. На его обложке звери чинят локомотив, сломанный поезд революции. Красные звёзды вручную нарисованы акрилом. К №1-5 прилагались СD-диски c музыкой, фильмами, книгами, стихами – это всегда были последние поступления в наш архив. К №6 были приколоты нашивки веганской, хиповой и радужной тематики. Кроме того, мы выпускали веганские брошюры: FAQ по веганству, веганские рецепты, бытовая химия для веганов - тиражами по 100. Количество листовок и стикеров, напечатанных, развезённых по городам, розданных и расклеенных хипами за последние пять лет, никакому учету не поддаётся, полагаю, что порядок в данном случае – десятки тысяч. Несколько номеров газеты «Снусмумрик» выпустили в начале века воронежские хиппи, проект вела Уфимка. «Наскальная живопись» из Саранска, также начало века – в основном перепечатка итернет-материалов. PsySpy Москва, 2006 – однократный выпуск хиповой газеты, сделанной Дашей Мериновой, дочкой известного художника-хиппи. - психоактивы Использовались для изменения отношения человека к самому себе и к окружающей реальности. Польза от употребления была так мала, что дискредитация движения в глазах общества не оправдывалась. В истории русского хиппи-движения призывы отказаться от употребления наркотиков встречались бурным негодованием, но появлялись в каждом поколении. Можно указать здесь манифест Александра Подберезского, Сталкера (1987 год) «мы считаем применение наркотиков неоправданным, категорически выступаем против их употребления, а саму концепцию психоделической революции полагаем изжившей себя». В статье художников арт-группы Фризия 88 года «Цветочное движение» фрилав и наркомания называются негативные явлениями и указывается, что существуют они, за редким исключением, только на «тусовке», которая является стихийно сложившимся местом естественного отбора /по самостоятельности мышления/. В «Саге о Системе» Евгения Балакирева (1999 год) есть абзац о подмене духовного поиска наркотическим опытом и мысль о том, что наркотики - "зацепка" для борьбы власти с инакомыслием. Многие годы про чистоту от психоактивных веществ писал Арви Хакер. С 2003 года тексты той же тематики появились на hippy.ru. Повышение уровня самоорганизации людей - вписки, флета, коммуны и сквоты Существует упоминание 88 года о псковской системной Коммуне-1. Рассказывают о древней коммуне Москалёва. «Флэт на Бронной» с 1971 по 1977 год населяли Лена Захарова (Дюдюка, мисс Дюдл), художница, Сергей Щетинин (Шершень),музыкант, лидер группы «Русско-Японская война», а также Вася Лонг, Марчелло, Оля Кашина и многие другие… Все приезжие неформальные иностранцы, немедленно притягивались на самые известные в своей среде московские флэты и являлись источником получения запретной зарубежной информации – книги, журналы, винилы и т.д. Также они с помощью москвичей активно развивали фарцу на просп. Калинина. Из Польши, через Белоруссию, в гитарных чехлах привозили шмотки и складировали на флэтах, а потом передавали фарце. Несколько известных фарцовщиков успешно выменивали на картины и плакаты московских художников-хиппи шмотки, винилы и прочий дефицит. Лена Захарова (Дюдюка), таким образом, благополучно жила со своей коммуной почти полгода, сдавая фарце свои произведения и других художников. Вписки, где можно было всегда достать запрещенную литературу, пообщаться с интересными людьми: Ул. Герцена – флэт Алексея Козлова, саксофониста, джазмена, отец-кормилец, любимый человек московских хиппи. Ул. Вавилова – флэт Маий и Хэнка. Хэнк – журналист, передававший по своим каналам за рубеж информацию о московской неформальной жизни, проводил выставки и квартирники. Кунцево – Таня Танакина, флэт «В лесу», диссидентская вписка, где подолгу жили диссиденты, преследуемые люди и другой полезный пипл. Еще Танины родители начали это дело. Сольми говорил о своем опыте проживания в коммунах – о том, что через пару лет сообщество неизбежно разрушалось - и поводом чаще всего служили ссоры из-за женщин. Можно упомянуть о существовавшей в начале века коммуне музыкальной группы «Ирис» - кировских ребят, игравших реггей, существовавших в одном из домов Гривно. В коммуне процветали планокурение и случались драки. Уже после того, как коммуна прекратила своё существования, лидера, Лёву Гамба, закрыли по цветочной статье. Сейчас существует «санаторий для хиппи» в севастопольской Голландии, хозяин которого, Юра, когда-то московский бизнесмен, переехал в Крым для того, чтобы у пиплов был такой дом. Из хипповых сквотов я знаю про московские Дом сказок ( Тиль, 1996), Остоженку (Царевский, 1993), Беса (Артур, девяностые), Пятницкая (Раскольников), питерский Пушкинский 10. Если питерский сквот со временем был отдан творческим людям, то московские были закрыты, а сквот на Пятницкой преобразовался в частный клуб «Третий путь» . В декабре после 16-ти дневной обороны "булгаковского" сквота на Большой Садовой 50 участниками ("Хранителями радуги" и жителями сквота) история помещения завершилась железной дверью, появившейся, если, конечно, верить тому, кто мне это пропарил, из-за неопытности девушки, оставленной в качестве часового. В 77 году тогдашние лидеры питерских хиппи и рокеров Володя и Гена Зайцевы собрали пиплов в Солнечном, под Питером. Это было первое неспонтаное альтернативное поселение в истории Системы. Традиция продолжилась в Прибалтике – в 78 состоялся съезд хипов в Витрупе, в последующие годы хиппи собирались в Гауе. Также существовали поселения в Крыму – Симеиз, Коктебель и пр. С развалом Совка ужесточился визовый режим, пиплы стали большей частью нищими и ежегодные поездки на Гаую прекратились. С 1993 года ужгородские Чарли и Шара начали традицию ежегодных международных хиппи-поселений близ водопада Шипот в Карпатах. Только-только закончился Шипот этого года. На фестиваль съезжается много европейцев. На последнем, 2007 Шипоте, была поставлена 451 палатка. С 90 годов питерец Владислав Кирбятьев (Васудева) начал популяризовать в России суфийские Танцы всеобщего мира. Он же – отец-основатель русской Радуги. Миша Шараев, лучший из всех радужных летописцев, пишет: «В 1991-м году на европейский Рэйнбоу приехало несколько русских, среди них один такой, с бородой - Васудэва. Ездивший до того в шотландскую общину Findhorn, где очень много духовности. Он и организовал потом первый русский Рэйнбоу, из духовных тетушек». Сейчас Васудева живет в основанном им же ошовском вегетарианском экопоселении Гришино в Ленинградской области. Радуги, с которых основатель давным-давно исчез, происходят ежегодно с 92 года, теперь это несколько радуг в год, организаторы их не могут договориться между собой и конкурируют за бренд, но не за идеологическую подоплёку и при всём уважении к начинанию экологическими фестивали подобного рода назвать никак нельзя. Маленькая ремарка: Радуга – это системное мероприятие, никак не хиповое. То есть это больше, чем хиповое. -автостоп - способ изменения собственной личности, удивительный опыт и возможность встретиться и поговорить со множеством людей, узнать, как и чем они, обозначаемые словом «народ», действительно живут – это типично хипповый путь. Правда, в 70 годы стопились грузовики, а теперь преимущественно – иномарки. Повышение уровня культуры людей - духовный поиск Из духовно-ориентированных групп можно назвать ту же «Фризию» - люди этого объединения связаны интересом к культуре Востока, Теософии Блаватской и учению Рерихов - "Живая Этика". В 1970 году рок-опера «Супер Стар» возбудила в среде неформальной молодежи религиозно-мистические настроения. Стоимость винила с записью оперы достигала 200 рублей, катушки – 40 рублей. Под влиянием оперы в мире возникла организация “God Spell”. В Москве внедрением и организацией этого движения занималась именно Лена Захарова (Дюдюка), собирая у себя на флэту продвинутый неформальный пипл. Проводились теологические, мистические и философские лекции и семинары. Специально для этого приглашались неординарные люди неформального склада из старшего поколения, среди них были и священники-катакомбники, ученые из института психологии – Саша Раевский, Маркус и др. Группой выезжали за город на проведение медитативно-катарсисного тренинга “It’s me, o Lord!” Цель тренинга – ощутить не только любовь к природе, но и любовь природы к самому себе. Даугавпилс – Прибалтийский город – Свободная Зона. Даугавпилс иначе называли неформальной Музыкальной Биржей. Это было место нелегального выезда зарубеж, место тусовки иностранцев и совкового пипла, что было актуально, конечно, для последних. Многие журналисты, в том числе Хэнк, передавали оттуда материалы за рубеж, особенно в польский журнал «Мозаика» Даугавпилс – место проведения фестиваля «Слепой музыкант», основателем которого был Коля-Буддист. В Даугавпилс многие неформалы шли пешком, изображая своего рода паломничество. Там были очень развиты различные духовные течения, особенно буддизм, оттуда эта религия активно распространялась по совку. Как и всегда, сейчас многие хиппи занимаются йогой, тай цзы, холотропным дыханием, дзен-буддизмом. Московская тусовка ходит в кришнаитские храмы и кафе. Пьющие хиппи старшего поколения (не уверена, что правомочно этот абзац вообще располагать в теме духовного поиска) в основном православны, плавноперетекающи в махровый национализм и откровенный фашизм. Один даже прислал мне по почте приглашение на «Русский марш» с просьбой повесить на сайте. Еще несколько после публикаций на тему Гей-прайда начали писать гомофобные вещи на форуме и были забанены на месяц. -вегетарианство всегда было хиповой фишкой. С 2003 года, когда веганами стали почти все авторы hippy.ru, появилось множество хиппи-веганов. Однако активизмом из них пока никто не занимается. Хипповая фнб-группа Magic hat – веганская. -фрилав Пропаганда свободных добровольных отношений между людьми изначально осуществлялась нашими хиповыми западными предками прямо-таки акциями прямого действия – в годы секс-революции трахающиеся на газонах парочки заполонили Америку. В России свободная любовь реализовалась во-первых с учетом русской ментальности, а во вторых – с учетом 121 статьи УК (до 93 года). Встречающиеся в андеграунд-литературе описания свободных отношений в среде хиппи либо тяготеют к подчеркнутой безыдейности («Калалацы» Аркадия Ровнера, 1980, монолог Офелии), либо наполнены какой-то тоскливой безысходностью и элементами страдания, но уж никак не светлыми чувствами. Среди хипов много фрилавщиков, в основном это мужчины, оставляющие детей по городам. Тут следует заметить, что ненасилие как общий смысл нашего движения у подобных людей заканчивается с известиями о беременности подруги. Подруга, как правило, оказывается на улице и ей предлагается сделать аборт. С другой стороны, беременным герлам в Системе принято всячески помогать. Можно даже в шутку сказать, что хиппи считают преступлением только две вещи – бросить на трассе и не помочь беременной. Из современных русских хипов православное отделение, ко всему прочему, демонически гомофобно. -натуризм Тут не нужно приводить в пример никакой кинохроники или исторических свидетельств – однако я видела древние съемки с хипами-натуристами во главе с Сережей Сольми в Крыму. Хиппи всячески популяризуют натуризм. Сложилось даже особое представление о Радугах как о собраниях обнаженных людей – после создания фильма Рафа (на Радугах запрещена видеосъемка, поэтому он снимал из джамбея). Это не так. На Радуге люди ходят без одежды, когда моются и когда загорают. Интересно появление движения людей, которые ходят только босиком. Вот, собственно, и весь краткий обзор собранных мною за 10 лет работы над архивом хиппи фактов, так или иначе связанных с сопротивлением системе. Надеюсь, мне удалось донести до слушателей мысль о том, что с момента появления его в Совке, хиппи-движение занималось активизмом и личной политикой, а не состояло из сонных пассивных овощей – как это иногда хочется представить пиплам, которые ничего никогда не делали для мира. Если вам кажется неубедительным мой текст – поезжайте во Львов, к Алику Олисевичу, и спросите его, кто такие хиппи. Текст корректировали семья Лены Захаровой, Алик Олисевич, Арсен, Маргарита Пушкина. Редактура приветствуется. ---------------- Текст публиковался в журнале Вместе №7, 2008 Роман Лаубе перевел его на чешский и включил в сборник Револьвер,2008 (40Мб)
|
|