Антиграничный лагерь - август, 2007
|
<<
>>
Антиграничный лагерь – 2007. Тексты L.
Часть 4.
Часть 1
Часть 2
Часть 3
12.08.2007 Семинар: Ситуация с миграцией в разных странах мира.
13.08.2007 Семинар: Проблемы глобальной миграции.
13.08.2007 Фнб-собрание.
15.08.2007 Семинар по правам ЛГБТ в России.
12.08.2007
Семинар: Ситуация с миграцией в разных странах мира. Сразу оговорюсь, что редактура текста приветствуется, поскольку тема совершенно непривычна для меня и текст если на что и претендует, так это на переполненность ошибками.
Число участников семинара приближалось к 100 (да-да, именно, приближалось, что означает - отвлеклась и не подсчитала). Сначала люди разбились на группы по странам. Мы, русские, тоже разбились. Нас было четверо. После обсуждения в группах началась серия монологов.
Кристина из Словакии (если вы были в лагере – могли видеть, как она работала на регистрации, модерировала и переводила) рассказала, что в качестве дешевой рабочей силы в государстве преобладают украинцы, их даже рекрутируют специальные агенства. С января 2027 года Словакия вступает в шенген, а это значит, что полиция приграничных зон получает больше полномочий для депортации беженцев. Сейчас попросившие политического убежища в Словакии помещаются в карантин. На первом этапе это лагерь, из которого можно удаляться не более, чем на 20 км. После получения статуса беженца человека перемещают в лагерь интеграции. В Словакии самый низкий процент возможности получения статуса беженца в Европе. Также страна больше не дает убежища чеченцам.
Россия. Хотя в СССР декларировался интернационализм, дискриминация по национальному признаку была государственной политикой. От себя могу порекомендовать прочесть на эту тему книжку Людмилы Алексеевой (МХГ) «История инакомыслия в России» - это библия диссидента. На семинаре были упомянуты евреи, которые не имели доступа к высшему образованию, депортированные чеченцы, ингуши, немцы, крымские татары. Говорилось, что права человека не распространялись на граждан СССР. О ситуации в наши дни было сказано следующее. Россия и принимает, и поставляет мигрантов. Существуют «русские нелегалы» - русские, перемещенные из бывших союзных республик; проблема прописки. Феномен государственного расизма. Упомянули Узбекистан. Граждан, подвергшихся экстрадиции в эту страну, ожидает тюрьма, пытки. Если официально депортировать не удается, это делается нелегально.
Украину, в которой, собственно, лагерь и происходил, на этом семинаре почему-то представлял один единственный Паша. Он родился в Симферополе, несколько лет работает программистом в России. Говорил, что из Украины люди уезжают во все страны мира, Украина – поставщик мигрантов. Единственный народ, стремящийся массово переселиться на Украину – крымские татары, их «Меджлис» занимается проблемами мигрантов. Со времен, описанных в книге Алексеевой ситуация с татарами в Крыму изменилась мало. Антиграничный лагерь, в рамках которого и проводился семинар, располагался недалеко от концлагеря для беженцев в Павшино. Про него не говорилось, однако то, что Украина теперь граница Крепости Европы и именно украинцы теперь будут препятствовать потоку мигрантов в относительно благополучные страны – подразумевалось самим расположением нашего поселения.
Поляки сказали, что ситуация у них в стране похожа на словацкую – грядет вступление в шенген. В Польше очень трудно получить статус «ищущего убежища», в основном люди существуют как «те, которых здесь терпят». Есть только одно право – быть депортированным. Много мигрантов из Чечни (объединяющая их организация называется «Свободный Кавказ»). Большинство организаций для беженцев сосредоточено вокруг Люблина и Варшавы.
Румыния – страна транзитной миграции. Но и в ней просят убежища люди из Ирака, Сомали и Молдовы. В последнее время сильно укреплена восточная граница. Пойманных мгновенно депортируют, запрещая въезд на 5 лет. В стране 5 центров для беженцев, в которых содержится 2000 человек. После событий мая 2005 года (андижанская хроника от Центра Экстремальной Журналистики здесь, если кто еще не читал) создан лагерь для беженцев из Узбекистана. Беженец из Узбекистана несколько раз готовил с нами на кухне. Говорить с ним лично мне было невозможно, потому что хотелось плакать. А это как-то совсем неудобно - плакать. Поэтому я только чистила овощи рядом. И всё.
25 сентября 2007 Правозащитная платформа Узбекистана
Европейскому Совету направила представителям государств - членов Евросоюза просьбу продлить санкции против правительства Узбекистана. Можете прокрутить список подписавшихся и обнаружить Макса Буткевича и Анну Хрусценко.
Вот неплохой сайт, который следит за ситуаций в Узбекистане сайчас Комитет свободы слова и выражения
Германия – страна, принимающая мигрантов. Дискриминация мигрантов выразилась в устроении лагерей для беженцев. Этот опыт переняли другие страны. Мигранты в Германии делятся на 4 группы.
1. Рабочие-мигранты, которые с 73 года активно приглашались государством из-за нехватки рабочей силы. Среди них много турков.
2. 1,3 млн мигрантов-нелегалов
3. Беженцы
4. Немцы из восточной Европы.
В качестве примера приводился Франкфурт: множество сообществ мигрантов, 25% населения – некоренные жители. Лишь 1,5% мигрантов, добравшися до Германии, получает статус «ищущий убежища». Даже мигранты в четвертом поколении не могут получить гражданства.
С 80-х годов усилилась борьба против насилия полицейских и расизма, против лагерей для беженцев и депортации. 10 000 людей в июне 2007 года вышли на демонстрацию в поддержку мигрантов в ходе протестов против G8.
Франция принимает волны мигрантов из Италии, Польши, Испании, Португалии. Жители бывших французских колоний используются в качестве дешевой рабочей силы. Самые крупные миграционные потоки идут из Африки, Азии, восточной Европы. Во время войны отряды мигрантов сражались на передовой. В октябре 61 года состоялась демонстрация за вывод войск из Алжира, полицейскими было убито (сброшено в Сену) 200 человек. Для Франции типична дискриминация по цвету кожи. Мигрантов с цветом кожи, отличным от белого, держат в лагерях, в аэропортах, депортируют в первую очередь. Люди устраивают протестные акции а аэропортах – встают и не позволяют самолёту взлететь, пока не выведут депортируемых. Сеть учителей противостоит «уведению учеников». О сквоттировании. Самый большой сквот в истории инициативы – с 2000 года в Париже, там живет более 1000 человек и половина из них – нелегалы. В Сен-Дени более 500 сквотов нелегальных мигрантов.
В 96 году нелегалы-безбумажники оккупировали на несколько месяцев большую церковь в Париже. Это стало обычной пракикой.
13.08.2007
Проблемы глобальной миграции. На семинар собралось 60 человек, к концу семинара участников было 90.
В некоторых странах западной Европы в середине 90-х годов появилось движение в защиту мигрантов. Это, к примеру «Движение людей без документов» во Франции. Затем движения сформировали сеть «No Borders». История антиграничных лагерей на внешних границах Евросоюза началась со второй половины 90-х.
Миграция связана с торговлей оружием и наркотиками и именно так она преподносится. Но миграция существовала всегда. История человечества – это история миграции. На планете 200 млн мигрантов, пересекающих границы стран. Внутри стран – России, Индии, Аргентины – мигрирует гораздо больше людей. О проблемах внутренней миграции не говорит никто. Вокруг Евросоюза создана буферная зона из стран, не входящих в ЕС – для борьбы с мигрантами. Назначение границ – отделять страны с высоким и низким достатком, контроль над людьми.
После семинара я спросила у Карины, сколько людей, приехавших в лагерь, зарегистрировалось. Оказалось, что 12 числа было 250 человек, к вечеру 13-го августа – 300 человек. По моим кухонным подсчетам число приехавших было больше примерно на 100.
В этот же день проходили семинары по автостопу – на него я просто забила - и по антипсихиатрии (проводил его Людок). На семинар по антипсихиатрии я несколько раз приходила, но было много дел и посидеть-послушать я не могла. Если я правильно поняла, инициатива белорусов состоит в общении с людьми со сниженными умственными возможностями. Людок рассказывал, что он и его друзья настойчиво приезжали в интернат и, со временем, персонал смирился с присутствием активистов и позволил им работать с пациентами.
Вечером того же дня, 13-го, около 17:00, в ангаре прошло самое динамичное фнб-собрание из всех фнб-ноубордерзных. В связи с возрастным кризисом постсовкового ЕВБ собарние напоминало стонущий «Клуб анонимных представителей развалившихся фнб-групп» («- Я – фнбшник, я переживаю кризис мотивации, моя группа разваливается…»). Никаких проблем решить не удалось, но они стали хотя бы понятны.
Чуть позже приведу основные мысли говоривших (записывать автоматически - это хорошая привычка, оставшаяся от ММА), я же на семинаре поняла, что относительно фнб никакой западный опыт нам не подходит. Даже союзные республики настолько отличаются отношением власти к активизму, что эффективность работы групп в постсовке несопоставима. Это же относится к столичным и периферийным группам. Поэтому всё, что мы можем – выслушать друг друга, поддержать морально – и это максимум. Вот такая специфика.
Предполагалось посвятить семинар антиавторитаризму в инициативе. С одной стороны, разделение функций повышает эффективность акции. С другой стороны, привычка воспринимать людей, рефлексирущих насчет качества, в качестве лидеров, никуда у поколения октябрят и пионэров не делась.
Лир. отступление о авторитаризме в нашей группе. Большинство думает, что для того, чтобы сделать «Еду вместо бомб» и доставить её голодным нужно много людей и денег – большинство снова неоригинально, снова ошибается. Еду может делать один человек. Он может делать это заебись как круто. И встать с ночи, и разносолов деревенской кухни насоздавать, и каждому бомжу выдать по ажурной салфетке, каждому менту улыбнуться в 32 зуба и каждому зигующему бону, пришедшему дать антифа в табло, чаем в стаканчике для горячего напоить и даже тарелки помыть за 150 голодными. Может, есть примеры, и вы их знаете, и вы сами такими были, так? Но это никому не нужно.
Я бы даже сказала, что если бы каждый из нас сделал такой большой баннер «Государство – зло, еда - добро» и ходил с ним по городу - это тоже пустая трата времени. По существу, в виду НИКАКОЙ эффективности ВСЕЙ нашей антисистемной деятельности участие в ЛЮБОЙ протестной инициативе, помимо сизифова смысла (а именно – развития мускулов) имеет смысл глобальный – наше общение между собой. Это – главное. Это и есть новое общество и та революция, о которой так долго г.
Итак, фнб делают для разговоров, для солидарности, фнб – это кузница активистских кадров, место для вовлечения в прочие прогрессивные инициативы.
Лично мне тоже было бы проще всё готовить в одиночку. Я слыхала от другой, всеми любимой, фнб-шницы, что ей больше нравится готовить в одиночку. Но мы-то не готовим, мы привыкаем действовать солидарно. Мы привыкаем друг к другу. Вот.
Теперь ближе к авторитаризму. Мне бы хотелось следующего идеала фнб: люди прямо-таки рвутся выполнять тяжелую (самую, конечно же, самую) работу, бьются за право помыть баки, потащить 25 кг хавки, пережарить мешок картошки, помыть пол…
Фактически же инициатива сводится к непрерывному напоминанию о несделанном. Кто напоминает – тот фашист, тиран, авторитарий. Что? Деньги? Денег у нас нет, деньги зло. Что? Мыть посуду? Мыть посуду буржуазно. ЧТО??? Ты сказал, что это твой дом и ты против того, чтобы морковку втаптывать в ковёр? Аааа.. сука, да ты же еще и капиталист.
Со своей стороны, как человек, заебавшийся выслушивать гадости и временно отстранившийся от координирующих функций в хипповой фнб-группе, могу уверенно заявить, что хорошо работает только тот, кто хорошо координирует, и что нет проблемы авторитаризма, есть проблема лени. Лень и ужас перед личной ответственностью – это как раз колоссальная победа государства, тогда как способность к самоорганизации – это анархия.
Поглядите, что страдает в первую очередь, когда самовычитается человек, умеющий (сам себя не похвалишь) работать? Регулярность, качество, безопасность акций и – главное, число участников уменьшается до одного-двух. Ладно, кузнецы кадров, вот что говорили активисты «Еды» о себе и своих группах, когда я рисовала цветочки в блокноте.
Волжский, Брест. ФНБ зашло в тупик. Акция остаётся благотворительной. Протест ограничивается раздачей листовок.
Минск. Единственный город, сумевший продолжить ФНБ-акции во время Антиграничного лагеря. Снимаем Волшебную шляпу. В Минске акции идут без листовок и баннеров, очень рискованы. Пиплы сказали, что если они раздают листовки – то изподтишка. Почему - всем понятно.
Кински из Одессы рассказал, что раздаются не только листоки фнб, но и листовки на смежные темы, очень много пиплов приходят на саму акцию.
Потом говорили про Париж. Слова были просто убийственны. Хотелось зарыться в цементный пол ангара. Короче, у них правда есть скипфуд, из супермаркетов. Хотелось протянуть руку и потрогать человека, который видел скипфуд. Парижанам помогает индийский магазин, деньги на акции собирают концертами, раздают еду на демонстрациях (это называется «кормить революцию»). Люди, которые едят, могут пожертвовать денег. В группе 15-20 человек, каждые 15 дней (viva, Armee zapatiste de liberation nationale) меняется координатор, нет закреплённых функций. Однако некоторые активисты более мотивированы и делают бОльшую часть работы.
Белорусы высказались в том ключе, что не понимают, зачем нужен координатор. Это было довольно странно, потому что они работали на лагерной кухне, готовящей на 400 человек и работали именно с координаторами. Координатор начинает требоваться, когда готовится более, чем 50 порций, когда на акции раздаются листовки, одежда и когда фнб-шники занимаются персональной помощью бездомным – с трудоустройством, поиском жилья, медпомощью.
Парижский координатор ищет место для акции, людей для скипфуда, организует готовку, мытьё посуды и раздачу пищи. Акция проходит раз в две недели из-за отсутствия постоянной квартиры, в которой можно было бы готовить на 200 человек.
В Лос-Анжелесе есть несколько групп в разных частях города. На каждой точке постоянно тусуются и готовят люди. Желающий поучаствовать звонит на эти точки, договаривается и приходит. Еду везут в дома, в которых живут беженцы, кормят иногда целые районы – до 300 человек.
Активист из Кливленда (Северная Америка) рассказал, что у них есть два координатора, а остальные участники группы сильно бухают и часто теряют мобильники. Кормят 10 лет в одном и том же месте. Готовят не в квартире, а в «овощной конторе». У группы следующие цели:
- кормить людей
- кормить революцию (протестующих)
- быть революцией (акции около мерии против принятия законов против бездомных).
Саския из Лондона была нежная и чарующая, она говорила лучше иного гипнотизера и погружала в сказочный сон, сравнимый для нас только со сказками о коммунизме из книжки «Детство Ленина». В Лондоне акции ФНБ – это политика. Группа живет в центре города, в сквоте: «Поэтому у нас нет проблем с местом, мы не платим за свет, газ и воду, всю еду скипфудим или берем бесплатно на складах. Мы стараемся быть горизонтальными по структуре. Единственная проблема, которая у нас есть – проблема опыта, но мы решаем её. Обычно 6-7 человек занимается доставкой бесплатной еды. Мы кормим в парке, вешаем баннер, т.е. захватываем парк, кормим голодных. Мы ездим раздавать еду во время политических акций. Для всего общества мы очень яркий феномен. Проблемы с полицией? О, у нас никогда не было проблем с полицией…»
Сну, Москва, группа Массовики-затейники. «Я готовил 2 года. Кроме всего прочего, наша группа устраивала праздники для бездомных, занималась поисками работы для них, отправляла людей, которые просили об этом, домой, то есть мы широко пытались подойти к проблеме. Мы кормили Критическую массу, фестивали, иные собрания людей. Проблема скрытой иерархии привела к распаду группы».
В общем, завершить этот рассказ о семинаре я бы хотела криком Костика из фильма «Покровские ворота»: «Грядут перемены!» Грядут, ибо любые кризисы проходят, даже русский фнб-кризис, если он есть, пройдёт. И после того, как мы смогли поговорить, рассказать об особенностях своей деятельности, посмотреть друг другу в глаза, мы получили достаточную опору для того, чтобы работать. Мы разные, - так говорит Ка, - мы разные, но мы все готовим. Нельзя забывать, что мы все готовим, и это здорово.
Ты, который никогда не участвовал в нашей инициативе, но просекаешь в этом мире достаточно, для того, чтобы найти, прочесть и понять этот текст – сделай свою группу «Еды вместо бомб». Действуй.
15.08.2007
Семинар по правам ЛГБТ в России. Передвигаясь от настраивающегося перед концертом ангара всё дальше, мы оказались на берегу реки. Туда же вскоре пришли журналисты с семинаром по медиасекции и сердце моё разрывалось на две почти одинаковые половинки. За то, чтобы пересесть к соседней группе товарищей, был профинтерес, за то, чтобы остаться - хм, то, что семинар проводила я.
Это был лучший семинар в моей жизни – самый веселый, честный и поучительный. Слушать пришли француженки, с которыми мы до этого точили арбуз, немки, стоянка которых была недалеко от нашей и была не менее радужной, англичане, новозеландка-зооза и двое пиплов с Украины, устроившие в Киеве аналог прайда – шествие за sехсуальную свободу с лозунгами «Гомофобия лечится» и украинский же конопляный марш.
Пацифика, вчера покинувшая меня и уехавшая в Киев, рассказывала про отеческое отношение полиции к обоим демонстрациям и родила мысль, что разница между русской 1 2 3 и украинской активистской реальностью заключается в умении украинцев правильно подходить к задаче и формулировать смысл акции так, чтобы и рыбку съесть, и.
Не уверена. Особенно сейчас, когда у Жени Малышева «случайное» сотрясение мозга, сломаны ребра и ухо, кровоизлияние в глаз – про синяки от ударов ботинками и от ударов об асфальт умолчу. Если разница есть, то она в отношении народа к своим правам. Если скажем, власть украинская в ответ на нарушения прав человека получает палаточный майдан, то российская знает о нашей несолидарности.
Что бы не случилось, как бы власть не старалась вызвать сокращения у лягушачьей лапки интеллигенции, как бы она не сдирала с неё кожу, каким бы соляным раствором не капала, каким бы током не раздражала – реакции не будет. Не будет. Лягушка более, чем мертва. Вечный рефрактерный период. И нечем оправдать репрессии. Даже попытка фабрикации нового краснодарского дела (Невский экспресс) не удалась. Как же оправдать нищету народа, где же найти врага? Не знаете? В кремлёвских зеркалах.
Репрессии в России начались. По правилам – с самого ненавистного для либералов существа – с коллективным разумом созданного Тесака. Под ручки в сторону границы уже протащили Лимонова. А дураки всё рукоплещут. Кто следующий?
Впрочем, вернемся на берег нашей речки, а Антиграничный лагерь-2007. Вечер. Ветер от реки. Музыка из ангара… Семинар длился больше двух часов, по ходу к собранию присоединились Анти, две девушки из Киева, одну из которых звали Рана и активист из Ивано-Франковска. Всего, появляясь и исчезая, слушало про прайд 30 человек. Они увезли из лагеря значки, книжки и стикеры. Кстати, значки, которые сделал прямо перед отъездом на нобордерз СкаСка, почти все разьехались с антиграничниками.
Если раньше общение с ЛГБТ-сообществом приносило мне только одну радость – возможность почувствовать себя Кэрри Брэдшоу, то, рассказывая иностранцам про прайд, российскую действительность, безправие я обнаружила состояние №2 - я казалась себе кем-то вроде ребенка странной пары, состоящей из Михаила Задорнова и Стивена Кинга.
Иностранные активисты большей частью были лгбт, но ни у кого из них борьба за права лгбт не была «основным протестом». Наше замечание о наличии в России рафинированных лгбт-активистов вызвало у них недоумение и мы быстро замяли тему. В этом различие. Они просто люди. Вернее, собеседники наши были просто антиглобалисты – то есть неравнодушные к правам. А у лгбт-россиян пока сложности не только с чувством достоинства, но вообще с осознанием себя, про неделимость прав упоминать не будем.
Кировский Женя говорит, что ему больше нравится работать с русским лгбт-сообществом из-за его зашоренности и, следовательно, возможности значительных изменений в мировоззрении собеседников. Сейчас, пока Женя едет трассой Москва-Киров с тридцатикилограммовым рюкзаком и обдумывает наши ночные разговоры, вы можете прочитать текст, написанный мною для лагеря (для этого семинара) и по сути представляющий из себя первую попытку хронологии лгбт-правозащиты в России.
Активистам-гомофобам я настоятельно рекомендую поглядеть также следующие тексты: Прайд-2007
Без тебя невозможно или С днём рождения, Диана! Barr Body
Кто же занимается сексом?
Интервью с Дмитрием Кузьминым
"Права сексуальных меньшинств - права человека"
Почему надо идти на гей-парад
Потом, на кухне, за резкой помидор, рыженькая англичанка в голубой майке (Фраз?) пожала мне руку и поблагодарила за рассказ о России. О, не стоит благодарности. Найти того, кто поймет, сложнее, чем просто говорить.
Рядом с нами на длинном столе еще десять человек, таких же молодых, хрупких и слабых, резали помидоры и лук. А я подумала: нам кажется такой незначительной наша жизнь, но всё-таки мы единственные, кто меняет мир.
L, 2.10.2007
|
|