Вы не вошли.
ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Х Р О Н И К А Т Е К У Щ И Х С О Б Ы Т И Й
Каждый человек имеет право на
свободу убеждений и на свободное
выражение их; это право включает
свободу беспрепятственно
придерживаться своих убеждений и
свободу искать, получать и
распространять информацию и идеи
любыми средствами и независимо от
государственных границ.
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА,
статья 19
ВЫПУСК ДВАДЦАТЫЙ
2 июля 1971 г.
СОДЕРЖАНИЕ: Политические процессы (май-июнь 1971 г.). -
Движение месхов за возвращение на родину. -
Внесудебные преследования. - Краткие
сообщения. - Новости Самиздата.- Некролог. -
Дополнение.
ГОД ИЗДАНИЯ ЧЕТВЕРТЫЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (май-июнь 1971 г.)
СУД НАД ЛЕВИТИНЫМ (КРАСНОВЫМ)
Восьмого мая по отношению к КРАСНОВУ, находящемуся под следствием на свободе, была изменена мера пресечения: он был взят под стражу.
19 мая 1971 г. Московский горсуд в помещении Люблинского райсуда слушал дело по обвинению церковного писателя А.Э.КРАСНОВА-ЛЕВИТИНА (ст.ст.190-1, 142 ч. 2 УК РСФСР). Судья
- БОГДАНОВ, прокурор - БИРЮКОВА, защитник - А.А.ЗАЛЕССКИЙ.
Перед зданием суда собралась группа друзей и родственников А.Э.ЛЕВИТИНА. В зал были допущены только мачеха - Г.А.ЛЕВИТИНА и академик А.Д.САХАРОВ.
Обвинительное заключение содержало много цитат из произведений КРАСНОВА, на основании которых строилось обвинение в клевете на советский государственный и общественный строй и в том, что автор "подстрекал служителей церкви нарушать закон об отделении церкви от государства" (ст. 142 УК РСФСР). А.Э.КРАСНОВ-ЛЕВИТИН обвинялся также в том, что в 1968-69 г.г. он подписал ряд обращений и петиций, из которых особо были выделены письмо Будапештскому совещанию компартий и обращение в ООН в мае 1969 г.
КРАСНОВ-ЛЕВИТИН полностью не признал свою вину, утверждая, что доводы обвинения основаны на произвольном и неверном толковании отрывков его произведений. Он разъяснил, что в его работах содержится критика отдельных явлений, а не клевета на строй, что он высказывал свои действительные мнения, а не заведомо ложные измышления. КРАСНОВ сообщил суду, что некоторые цитаты, приведенные в обвинительном заключении в качестве примеров "антисоветской клеветы", - это тексты Священного Писания.
Свидетели: священники Г.ЯКУНИН, В.БОРОЗДИНОВ, иеромонах Псково-Печерского монастыря о. АГАФАНГЕЛ (ДОГАДИН), В.ЛАШКОВА, В.БЕРЕСТОВ, Е.КУШЕВ, В.ШАВРОВ, Л.КУШЕВА и др. показали, что читали работы КРАСНОВА и не видят в них ничего клеветнического.
Прокурор БИРЮКОВА, повторив обвинительное заключение, просила для КРАСНОВА-ЛЕВИТИНА наказания - 3 года ИТЛ общего режима.
Адвокат А.А.ЗАЛЕССКИЙ, опровергнув пункт за пунктом все доводы обвинительного заключения, предоставил суду сделать вывод из его защитительной речи.
В последнею слове А.Э.КРАСНОВ-ЛЕВИТИН сказал:
"...Я верующий христианин. А задача христианина не только в том, чтобы ходить в церковь. Она заключается в воплощении заветов Христа в жизнь. Христос призывал защищать всех угнетенных. Поэтому я защищал права людей, будь то почаевские монахи, баптисты или крымские татары, а если когда-нибудь станут угнетать убежденных антирелигиозников, я стану защищать и их... Ни один здравомыслящий человек не считает, что критиковать отдельные положения законов, вносить поправки к ним - является преступлением. Это демократическое право каждого гражданина завоевано в трудной борьбе за свободу английской, французской, Октябрьской революциями... Я писал правду, одну правду. Все в моих произведениях основано на достоверных фактах и соответствует действительности.. Я считаю, что данная речь прокурора является позором для советского суда..."
(Справка: в Самиздате распространено последнее слово КРАСНОВА-ЛЕВИТИНА, содержащее некоторые фактические неточности.)
Суд в приговоре исключил из обвинения три эпизода (статью о почаевских монахах, о водосвятии, существующее в отрывках письмо в ТАСС), переквалифицировал обвинение со cт. 142 ч. 2 на cт. 142 ч.1 и приговорил А.Э.ЛЕВИТИНА (КРАСНОВА) по ст. 142 ч. 1 к 1 году исправительно-трудовых работ по месту работы с вычетом 20% зарплаты и по ст. 190-1 к 3 годам лагерей общего режима. О А.Э.КРАСНОВЕ-ЛЕВИТИНЕ и его работах см. "Хронику" NN
16, 17, 19.
*****
Инициативная группа по защите прав человека в СССР обратилась в Комиссию по правам человека ООН, к Папе ПАВЛУ VI и к Поместному Собору Русской Православной Церкви. В обращении АНАТОЛИЙ ЭММАНУИЛОВИЧ КРАСНОВ-ЛЕВИТИН характеризуется как человек высокой морали, убежденный противник всякого рода насилия и политического экстремизма, его оружие - открытое слово, обращенное к совести. "Решение Московского горсуда невозможно рассматривать иначе как еще один акт произвола властей в отношении инакомыслящих, в отношении верующих, в отношении борцов за права человека в нашей стране".
Обращение поддержали 30 человек.
Академик А.Д.САХАРОВ обратился к Председателю Президиума Верховного Совета СССР ПОДГОРНОМУ с просьбой облегчить участь КРАСНОВА. "В статьях Левитина, инкриминированных ему судом, - пишет САХАРОВ, - фактически выражается естественная для верующего точка зрения о моральном и философском значении религии, высказываются мнения по актуальным вопросам, а также обсуждаются с лояльных и демократических позиций проблемы свободы совести... Я присутствовал на суде и убежден в отсутствии нарушения закона во всех деяниях Левитина".
В Самиздате появилось открытое письмо ГЕННАДИЯ СМИРНОВСКОГО (Москва) "Под закрытыми вратами Фемиды" - репортаж с места суда над КРАСНОВЫМ-ЛЕВИТИНЫМ.
В июне, еще до утверждения приговора кассационной инстанцией, КРАСНОВ был переведен из Бутырской в Краснопресненскую пересыльную тюрьму и зачислен в хозобслугу.
*****
Москва. 1 июня, в Международный день защиты детей, юноши, называющие себя "хиппи" и "длинноволосыми", собрались во внутреннем дворе бывшего исторического факультета МГУ, чтобы идти демонстрацией к посольству США с антивоенными лозунгами.
Как только их "лидер" развернул плакат с английской надписью "Мэйк лав, нот уор!" (традиционный лозунг хиппи: "Люби, а не воюй") и они направились к арке, выходящей на ул. Герцена, он и остальные (около 150 человек) были окружены давно находившимися здесь же оперативниками и дружинниками.
Демонстрантов погрузили в машины по такому принципу: наиболее волосатых - в "Волги" и микроавтобусы, остальных - в обычные автобусы, и развезли по разным отделениям милиции.
Как будто за несколько дней до проведения задуманной демонстрации некто по прозвищу "Солнце" (авторитет среди московских "хиппи") сообщил им, что демонстрация разрешена ВЦСПС. По слухам, сам "Солнце" во время задержания ребят во дворе университета был на Пушкинской площади, где также предполагалась демонстрация длинноволосых, но о ней "Хронике" ничего не известно.
О том, каким репрессиям подверглись "хиппи", "Хроника" сообщить не может - известно лишь о ряде случаев применения декабрьского Указа Верховного Совета 1963 г. "о мелком хулиганстве", о случаях насильственной психиатрической госпитализации, о стрижке наголо наиболее волосатых, о профилактических беседах с "хиппи" сотрудников КГБ.
*****
ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
"Послужной список" М.РОСТРОПОВИЧА (ноябрь 1970 г. - май 1971 г.).
1. В начале ноября 1970 г. РОСТРОПОВИЧ написал открытое письмо в защиту СОЛЖЕНИЦЫНА (см."Хронику" N 17).
2. С конца ноября 1970 г. не было ни одной радио- и телепередачи с его участием (на некоторое время сняты и передачи с участием его жены Г.ВИШНЕВСКОЙ).
3. Декабрь 1970 г. Возвращение из-за границы. Придирчивый обыск на Брестской таможне с прочтением личных писем,
4. Январь 1971 г. В "Советской культуре" опубликовано сообщение о присуждении советским музыкантам "Гран-при" за запись во Франции оперы "Евгений Онегин". Премию вручил лично РОСТРОПОВИЧУ министр финансов Франции. В газете перечислены не только главные исполнители, но даже директор фирмы звукозаписи, но фамилии РОСТРОПОВИЧА нет.
5. Зам. министра культуры СССР объявил РОСТРОПОВИЧУ, что на полгода отменяются его уже назначенные концерты за границей.
6. Февраль. 50-летие Большого оркестра радиовещания. Из юбилейной стенгазеты по указанию парткома убрана фотография РОСТРОПОВИЧА.
7. 1 апреля. По приказу директора ОЗНОБИЩЕВА РОСТРОПОВИЧ уволен из числа солистов Московской филармонии, причем ему не сообщили об этом.
8. 28 апреля. В "Комсомольской правде" - единственной газете, откликнувшейся на гастроли в Москве Британского филармонического оркестра под руководством Б.БРИТТЕНА, где в качестве солистов выступали РИХТЕР и РОСТРОПОВИЧ, упоминается только РИХТЕР. В газете "Известия" статья об этом концерте была вообще снята, так как ее автор отказался вычеркнуть упоминание о РОСТРОПОВИЧЕ.
9. Конец апреля. Отменены анонсированные концерты РОСТРОПОВИЧА.
10. 11 мая. Отменен объявленный ранее концерт РОСТРОПОВИЧА в Московском университете под ложным предлогом болезни исполнителя.
11. Конец мая. В результате протестов крупных музыкальных деятелей РОСТРОПОВИЧ восстановлен на работе в филармонии.
Совместное заседание Ученого совета и Совета по учебно-методической работе общеэкономического ф-та ин-та им. Плеханова 4 июня 1971 г.
(Справка. АЛЛАН-ЭДГАР ВЕНИАМИНОВИЧ КРОНЧЕР, 1935 г.р., еврей, беспартийный, экономист, преподаватель кафедры планирования народного хозяйства, стаж учебно-педагогической работы после окончания аспирантуры 8,5 лет, читает курс лекций по планированию нар. хоз-ва. КРОНЧЕР подал заявление на имя ректора с просьбой дать ему характеристику в ОВИР для выезда в Израиль.)
Повестка дня: О лишении ученого звания и ученой степени А.В.КРОНЧЕРА в связи с действиями, не совместимыми со званием советского ученого и преподавателя института. Вел заседание декан общеэкономического факультета ИВАНОВ.
Зав. кафедрой планирования народного хозяйства В.В.КОССОВ сделал сообщение о решении собрания партгруппы кафедры: осудить поступок КРОНЧЕРА как политическое предательство и ходатайствовать об отстранении КРОНЧЕРА от всех видов преподавательской деятельности. Затем слово было предоставлено А.В.КРОНЧЕРУ, который выразил "возмущение и свое решительное несогласие с происходящим здесь".
После КРОНЧЕРА выступали преподаватели кафедры планирования народного хозяйства в следующем порядке: Б.М.СМЕХОВ, профессор, доктор экономических наук; В.И.БРАГИНСКИЙ, профессор, кандидат экономических наук; И.Г.КУЗНЕЦОВА, старший преподаватель; В.В.КОССОВ, зав. кафедрой, профессор, доктор экономических наук; И.К.СЕРЕДНИЦКАЯ, зам.зав.кафедрой, доцент, кандидат экономических наук; Н.А.ИВАНОВ, декан общеэкономического факультета, к которому относится кафедра планирования народного хозяйства. Все они клеймили поступок КРОНЧЕРА и поддержали принятое относительно него решение кафедры планирования народного хозяйства.
В результате голосования принимается решение, полностью одобряющее резолюцию собрания партгруппы кафедры. В тот же день решение Ученого совета факультета было утверждено Ученым советом института.
Не в сети