Вы не вошли.
Неформальная молодежь Севера: от хиппи до эмо.
Понедельник, 13 августа 2007 г.
Четверть века назад началась история неформального молодежного движения в Коми.
Летом 1982 года в Сыктывкаре появилась первая волна хиппи – яркая и недолговечная. Через пять лет в советских СМИ появились и слова - «неформал» и НОМ (неформальное объединение молодежи). В 1988 году вышли первые брошюры об этом явлении, а в 1990 году - справочник «Неформальная Россия». В конце 1980-х неформалы пришли в нашу республику уже «всерьез и надолго». Единая поначалу Система (самоназвание неформалов) вскоре распалась на множество независимых групп: панки, металлисты, ролевики и т. д. Почти каждый год появляются новые объединения. Корреспонденты «МС», сами будучи неформалами разных эпох, попытались разобраться в пестром мире молодежной субкультуры.
Они жили по законам Системы
Первыми неформалами в Коми были хиппи. Впрочем, они себя называли просто «система», а если в единственном числе - «системный пипл». В Коми движение «укоренилось» в постперестроечное время, и поэтому в рядах первых неформалов оказались бывшие пионеры и комсомольцы. Митингов и массовых побоищ пацифисты хиппи не устраивали, поэтому оставались в тени. Все первые неформалы уже повзрослели, и, как показало время, среди них оказалось множество одаренных людей. Яркий пример – нынешний питерский музыкант Владимир Молодцов (у нас его помнят под именем Вилли). Прежде худой длинноволосый хиппи с флейтой в руках сейчас стал одним из лучших волынщиков страны. В мае он приезжал в Сыктывкар, чтобы выступить в Национальной галерее во время «Европейской ночи музеев». И, как выяснилось, нынешняя молодежь уже не помнит тех, кто стоял у истоков неформального движения в Коми. Вилли в клетчатом килте приняли за настоящего шотландца, невесть как попавшего в наш край. Неформалы первой волны были единственными, кто оставил литературу о своей жизни. Семь лет назад в республиканском журнале «Арт» была опубликована повесть «Тwo one-way tickets to Kathmandu» («Два билета до Катманду»), описывающая жизнь и тусовки наших первых неформалов. Любопытно, что часть повести написана на слэнге Системы. Неизвестно, остались ли сейчас в Коми хиппи. Даже если и есть, то их немного, и они по-прежнему держатся в тени.
Фолкеры и автостопщики
Продолжателями хиппи (любивших фольклор и путешествия автостопом) можно назвать фолкеров и автостопщиков. Фолкеры – фанаты музыки в стиле фолк и фолк-рок. К ним можно отнести и ролевиков, и кельтоманов, и неохиппи, и реконструкторов. Всех их объединяет увлечение музыкальными традициями разных народов - от древних кельтов до современных перуанцев. Для фолкеров характерно смешение фольклорных мотивов с образами, заимствованными из литературы и кино в жанре фэнтези и эзотерических традиций. Правда, в Сыктывкаре это движение разбросано по всем другим тусовкам, и общего объединения, в отличие от Перми или Ижевска, у наших фолкеров нет. Отчасти к этому направлению можно отнести и растаманов - поклонников Боба Марли и жанра регги. Если в столице Марий Эл у расты даже издается свой журнал, то наши растаманы активностью не отличаются. Хотя как-то в одном из клубов города праздновали день рождения Марли. Яркие шапочки, дреды – редкость на улицах Сыктывкара. Но одного такого человека нам все-таки удалось встретить. Оказалось, что местный растаман вырос не на сыктывкарской почве. Он долго путешествовал по странам Востока и забавные путаные косы привез оттуда.
Автостопщики – народ непоседливый. Они не тусуются в родном городе, а покоряют мир. После того, как три года назад в Сыктывкаре побывал легенда российского автостопа Антон Кротов (с ним мы встретились на «вписке» (квартире) у одного из его местных «коллег», наши «вольные странники» стали активнее. В 2004 году сыктывкарец Андрей Сажнов, будучи еще школьником, добрался автостопом до Китая, проехал всю страну и вернулся через Дальний Восток и Сибирь домой. Сейчас такие дальние маршруты для наших автостопщиков стали привычным делом.
Толкинисты, ролевики и реконструкторы
Тринадцать лет назад в Киров- ском парке, около развалин замка Берендея, появились подростки в странных плащах с деревянными мечами. Это были первые наши толкинисты. Возглавил движение «вечный неформал» Ричард. Подростков временами проверяла милиция, но так как мечи и ножи были деревянными, то «хоббитов» тут же отпускали с миром. Попытка отремонтировать замок и занять его под клуб у толкинистов провалилась.
Затем из этого движения выросли реконструкторы – клуб «Кречет» (а сейчас еще и «Биармия») и ролевики – клуб «Единорог». Реконструкторы дотошно изучают историю, шьют костюмы по средневековым стандартам и успешно перековывают орала на мечи и доспехи. Их принцип – историческая достоверность. Ролевики играют в некомпьютерные ролевые игры, обычно полевые, кабинетные или настольные. В Сыктывкаре прошли игры «Жатва» и «Бал вампиров».
Панки в городе
Наиглавнейший атрибут панка, по которому его сразу можно узнать, – прическа «ирокез». Ирокез, который обычно выкрашен в радикальный цвет, панки ставят вертикально при помощи расчески и хозяйственного мыла. На улице в будний день, конечно, такое не встретить. Но зато на рок-концертах и фестивалях, особенно летних, которые часто проходят под открытым небом, это «чудо» узреть вполне можно. Панки носят в ушах булавки, ходят в рваных джинсах, футболках с названием любимой группы и кедах. Хотя чаще им все равно, что на них надето. Сейчас в Сыктывкаре настоящих панков осталось немного. Те, кто раньше придерживался этого мировоззрения, уже повзрослели, а новых сторонников почти не прибыло. Вероятно, подобное движение мало соответствует духу времени. И все-таки панки есть.
Днем они, как и все, работают. Хотя редко задерживаются на одном рабочем месте надолго, бросают одну работу, находят другую. Панков больше интересует досуг, нежели труд. А досуг они проводят с выпивкой, при этом не брезгуют даже «Троей», потому что денег у панков почти никогда не бывает. Запомнилось, как несколько лет назад панки активно поддержали антиамериканский митинг местных коммунистов и вышли на площадь перед музтеатром со своими транспарантами, среди которых оказался и такой: «Трою за чирик!».
Особые для них дни – это праздники и концерты, когда можно разжиться выпивкой «на халяву». А на сами концерты они почти никогда не заходят по причине отсутствия финансов, а тусуются у входа. Некоторые панки занимаются музыкой. Несколько лет назад было множество групп, играющих панк-музыку. Сейчас остался только «Durdom-band».
Скинхеды, экстремалы, металлисты
Есть среди неформалов и «крутые» парни. Бритоголовые ребята в массивных берцах частенько встречаются на сыктывкарских улицах. Они агрессивно настроены не только по отношению к «нерусским», но и к неправильным, на их взгляд, «русским». Их цель - процветание так называемой арийской расы. Хотя какое отношение имеет арийская раса к Коми, непонятно. С этим вопросом мы и обратились к одному из скинхедов, на что получили ответ: «Никаких коми не должно остаться, только арийцы!» В Ухте врагами скинов стали так называемые рэперы. Пять лет в этом городе скины и рэперы устраивали массовые побоища. Как-то вечером корреспонденту «МС» довелось стать очевидцем того, как несколько десятков рэперов шествовали по улице Ухты с криком: «Бей скинов! Спасай Россию!» В Сыктывкаре противостоять скинам пытаются другие неформалы – антифа (от слова антифашизм). Но этих ребят мало, и заявляют они о себе в основном с помощью граффити.
В последние несколько лет в столице республики набрало обороты движение экстремалов. У них есть и официальный клуб, и свой лидер – Глеб Бенциовский. Почти каждый день эти отчаянные ребята тренируются на Стефановской площади, оттачивают свои опасные трюки на скейтбордах (зимой - сноубордах), роликах и велосипедах. В глаза бросается то, что экстремалы сплошь украшены пирсингом. Видимо, любовь к острым ощущениям иногда переходит в мазохизм. Есть свои экстремалы и в Ухте.
Хотя для обывателя длинные волосы металлистов и кожаная «косуха» с заклепками выглядят достаточно угрожающе, эти ребята не так опасны, как кажется на первый взгляд. В субкультуре металлистов, в отличие от остальных, существует масса направлений. Сыктывкар в этом отношении от других городов не отстает. Heavy-metal, death-metal, black-metal нашли отклик в сердцах молодежи нашего города. Это самая массовая субкультура, представленная в столице Коми. Металлисты организовали свой форум, проводят тематические вечеринки, концерты. Часто их можно встретить возле СЛИ и за Республиканской филармонией, откуда их периодически гоняет милиция. Из представителей всех субкультур металлисты – самые мирные, самодостаточные, устроенные в жизни люди.
Готы и эмо
Готы вдохновляются эстетикой готического романа, смерти, готической музыки и фильмов. Мрачные готы не изменяют своему любимому черному цвету в одежде даже при июльской тридцатиградусной жаре. Девушкам в этом отношении несколько проще: можно надеть прозрачную черную кофточку и короткую черную юбку. А вот парням тяжелее, поэтому в своих черных кожаных плащах они выходят только под вечер, когда жара спадает. Характерной прической для обоих полов считаются длинные волосы, выкрашенные в черный цвет. Лицу придается «мертвенная» бледность с помощью пудры или грима, глаза подводятся темной тушью. Готы безудержно стремятся к потустороннему миру (поэтому их подчас можно встретить на местных кладбищах, где они, по слухам, поедают сырые пельмени), слушают печальную тяжелую музыку и рассуждают о бренности бытия. Сейчас готов стало намного меньше. Кто-то из них отказался от этого мировоззрения, кто-то перешел в новую, недавно появившуюся, субкультуру - эмо.
Эмо - дикая смесь готики и куклы Барби - это самая новая и последняя мода молодежной культуры, которую донес до Сыктывкара московский ветер. Как-то вдруг, неожиданно и быстро, буквально за полгода, на улицах появилось очень много подростков с рваными косыми челками, подведенными глазами и грустным видом. В большинстве своем - школьники. Именно в этом возрасте юноши особо пылки, девушки особо чувствительны, а все вместе они очень ЭМОциональны. Выражение эмоций - главное правило представителей этой субкультуры. Они называют себя эмо-кидами (эмо-детьми), потому что душа у них ранима, как у ребенка. Эмо-мальчики смотрятся гораздо забавнее эмо-девочек. Впрочем, у эмо мальчика от девочки отличить сложно. Любимые цвета эмо-кидов - черный и розовый. Считается, что два этих кардинально разных цвета как нельзя лучше символизируют радость и грусть. Поэтому в одежде эмо часто можно увидеть сочетание розового и черного. Среди эмо очень популярен пирсинг, они прокалываются от пупка до носа и губ. Нередко у них можно увидеть «тоннели» (растянутая мочка уха). По всем правилам настоящие эмо должны вести здоровый образ жизни - не пить, не курить, избегать беспорядочных половых связей. Но в Сыктывкаре мы не смогли найти ни одного такого эмо. Чаще они стоят с бутылкой и сигаретой.
Но все же эмо-культура является больше модой, чем направлением. Многие просто стригут челку и гордо называют себя эмо, при этом даже не зная толком, что это такое. Поэтому эмо-киды часто между собой выясняют, кто просто позер, а кто настоящий эмо. P.S. Кроме вышеперечисленных, в Сыктывкаре есть масса других «неформалов»: почти исчезнувшие переки – любители переписки через газеты, анимашки – поклонники японских мультфильмов и комиксов, чатлане – любители чатов, моберы – организаторы флешмобов, дозоровцы – любители модной ныне игры «Ночной дозор» и т.д. Видимо, система не знает границ. Какими будут неформалы лет через пять-десять, остается только фантазировать. Наверное, движение будет более виртуальным, одежды и прически – причудливее, пирсинг – по всему телу. Но суть философии движения останется прежней – быть не такими, как все, искать свой путь, свою систему ценностей.
Молодежь Севера
Не в сети
По всем правилам настоящие эмо должны вести здоровый образ жизни - не пить, не курить, избегать беспорядочных половых связей.
шо за бред
...герой - тот самый человек, который находит в себе силы быть добрым...
Не в сети
Serg (20:34:17 19/01/2008)
ещё бы сказали, что они не должны убить себя
Serg (20:35:09 19/01/2008)
сыктывкарские эмо-староверы
Трамонтана (20:36:22 19/01/2008)
))))))))))))))))))))))))))))))))
...герой - тот самый человек, который находит в себе силы быть добрым...
Не в сети
Трамонтана
Но ведь это правда!И далеко не бред. Просто сами самоназванные "эмо" многие об этом не знают)
Life's a journey not a destination...
Не в сети
я знаю, что "стрейт эдж" или как там..они за здоровый образ жизни, занимаются всякими экстримальными штуками, типа роликов, скейта и тд (ну не обязательно, видимо, просто я встречала) и одеваются в модную одежду, которую одевают и эмо, поэтому, наверное, можно спутать... слушать они тоже могут всякий хардкор, а вот идеология совсем иная...
а чтобы эмо были за это, я не слышала...
и, вобще, все это эмо больше похоже на моду)
Изменено Tramontana (2008-01-19 22:59:07)
...герой - тот самый человек, который находит в себе силы быть добрым...
Не в сети
Трамонтана
Это и есть мода.Сейчас.Просто почитай про историю движения. Вообще-то первые эмо были еще в начале 90-х.
Life's a journey not a destination...
Не в сети
в 85
ну и хрен с ними... я уже как-то читала давно)
...герой - тот самый человек, который находит в себе силы быть добрым...
Не в сети
такое ощущение что читала про свой город всё оно есть,вот только хиппи нет совсем
кстати с сажновым мы встретились однажды в уфе но это было давно и неправда
Помни что нет тюрьмы страшнее чем в голове
Не в сети
Грустная, не расстраивайся что хиппи нет в городе - их там и не должно быть ) Искусственная земля городов нам не нужна...
танцую всем
Не в сети
такое ощущение что читала про свой город всё оно есть,вот только хиппи нет совсем
кстати с сажновым мы встретились однажды в уфе но это было давно и неправда
в нашем городе я тоже не встречала хиппи....
а жаль(((
Не в сети
Я встречала эмо, который какое-то время не то что не пил и не курил, но и был веганом. Однако мотивировал он это тем, что от мяса у него щеки толстеют.))))
Так что мне кажется что весь этот "эмовский здоровый образ жизни" - всего лишь часть этой моды.
От нас никто не уходит - они просто отстают. Hakuna Matata!!! No problem's philosophy!..=)
Не в сети
как грустно что люди забивают себя в какую то субкультуру не думая....просто так захотелось....жаль
Помни что нет тюрьмы страшнее чем в голове
Не в сети
спасибо,друзья )
Помни что нет тюрьмы страшнее чем в голове
Не в сети
а сколько людей "забили" себя в хиппи? до хрена.. я лично встречал ребяток, одетых по последней молодежной моде, с эмовскими челками на слюнявых мордах и искренне считающих себя хиппи.. для них теперь специально даже фенечки ПРОДАЮТ.. но самые тупые в общем-то не эти.. а те, которые пытаются весь этот коктейль из субкультур как-то классифицировать, выделить, так сказать, особые черты, присущие субкультурам.. не лучше-ли быть собой, а не кем-то? становясь "кем-то" (включая хиппи), ты принимаешь некую социальную роль.. и теперь уже обязан отыгрывать ее.. это-ли есть свобода о которой так много сказано?
дедушка старый, ему все равно..
Не в сети
говорят, что хиппи 60-ых отличаются от хиппи нашего времени. почему и чем?
Не в сети
они ходили на концерты Хендрикса
почти новая жизнь )
Не в сети
это точно.
А если серьезно?
Не в сети
Или все это полный бред?
Не в сети
везде эмо,готы и всякие другие..
ну как-то немного это и пугает...я не говорю,что они не люди, но иногда кажется что кроме эмо,готов и т.д. людей не осталось обычных, без пафоса..с которыми интересно пообщаться...
вот недавно познакомилась с девушкой Женей...как мне рассказывали ее папа - бывший хиппи и сама она вроде тоже хиппи...так вот,пообщавшись с ней я почувствовала что в мире есть все-таки таки особенные люди...а как она сыграла дорз на гитаре и как спела..я чуть не влюбилась))
Не в сети
а ты меньше слушай про эмо и готов, а выходи на улицу и влюбляйся
Мира и Любви всем людям!
Не в сети