Вы не вошли.
Хиппи-энд
// 40-летие Woodstock прошло тихо и мирно
Газета «Коммерсантъ» № 151 (4206) от 19.08.2009
Фестиваль юбилей
Недалеко от городка Бетель к северу от Нью-Йорка прошла трехдневная музыкальная акция, посвященная сорокалетию легендарной "Вудстокской ярмарки музыки и искусств". Юбилейные торжества полностью совпали по датам с фестивалем, который остался в истории просто как "Вудсток". Итоги четырем десятилетиям вудстокской легенды подвели в ностальгической атмосфере и без ее главных героев. Рассказывает БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ.
40 лет назад на территории молочного хозяйства Макса Ясгура в сорока милях от населенного пункта Вудсток собрались около 450 тыс. человек. В этом году чествовать героев хиппи-эры приехали всего 15 тыс. И это несмотря на то, что в 1969 году выступления ансамблей проходили под открытым небом и музыканты мокли под дождем наравне со зрителями, а теперь сцену накрыли навесом и вообще обустроили пространство по всем правилам современного фестивального комфорта. Герои тоже собрались далеко не в полном составе, и не только потому, что Дженис Джоплин, Джими Хендрикса и еще ряда центральных персонажей "Вудстока-1969" давно нет в живых. Сейчас, например, еще пригодны к фестивальному употреблению Джон Фогерти из Creedence Clearwater Revival, Карлос Сантана и сам легендарный Джо Кокер, разогнавший сорок лет назад тучи над Вудстоком битловским хитом "With A Little Help From My Friends". Но у них — свои дела и свои маршруты. Фестиваль в Вудстоке никогда не был регулярным событием, он задал тон и стандарт, но не стал флагманом индустрии фестивалей под открытым небом. И нынешняя акция — не столько фестиваль, сколько слет ветеранов далеко не первого эшелона.
В качестве хедлайнера выступил Левон Хелм (экс-The Band). Ten Years After сыграли без предводительствовавшего в 1969 году Элвина Ли, Кантри Джо Макдональд в одиночку представлял Country Joe And The Fish, Jefferson Starship трудились на сцене без Грейс Слик, которая пела, когда группа еще называлась Jefferson Airplane. В эпизодических ролях блеснули Том Константен из Grateful Dead и Джоко Марселлино из Sha Na Na, открывавший первый "Вудсток" Ричи Хейвенс выступил в Бетеле вне фестивальной программы. Но судя по всему, организаторы мемориального форума и не ставили перед собой задачу собрать на сцене всех, кто еще жив.
На сорокалетие "Вудстока" прибыли седобородые хиппи с гитарами, для которых воспоминания в кругу соратников были важнее, чем экшн, который мог бы развернуться на подмостках. Наверное, это можно было бы сравнить с нашим Грушинским фестивалем, если бы "Груша" в ее нынешней версии не была скорее массовым безбашенным запоем, нежели культурным феноменом. К разочарованию молодых хиппи, привлеченных легендами о вольностях эпохи "детей цветов", в Вудстоке в этом году все было более чем пристойно. Алкоголь, наркотики и табак на фестивале запрещены, соответственно, перевернутых машин и сожженного палаточного городка, как на 30-летии "Вудстока" в 1999 году, тоже не наблюдалось. Тихий семейный праздник с нотками ностальгии.
Каждое лето сейчас — пора бесконечных open air, и в каждом хочется видеть нечто претендующее на "новый Вудсток". И ни в одном из них сегодня нет ничего, что можно было бы принять за его ростки. Если не считать непременный проливной дождь, который роднит "Вудсток-1969" как с английским "Гластонбери", так и с нашим "Нашествием".
Ошибкой было бы считать, что новый "Вудсток" невозможен, потому что характерной чертой оригинала были некие революционные настроения и социальные ожидания, для которых сегодня нет предпосылок. Если вчитаться в историю фестиваля, выяснится, что, вопреки распространенному мнению, "Вудсток" не был прямой реакцией на войну во Вьетнаме и громких политических заявлений со сцены не звучало. В толпе шустрили агитаторы, но народ было сложно оторвать от любимых занятий — секса и наркотиков. Концентрация последних на поле была такова, что оценить и проанализировать какие-либо месседжи публика была просто не в состоянии.
Первый "Вудсток" организовали спонсоры-подвижники, больше половины зрителей прошли на поле бесплатно. Фестиваль 1994 года, посвященный 25-летию "Вудстока", был организован на деньги транснациональных корпораций с дикими объемами рекламы модных брендов. Организаторы четвертьвекового юбилея прямо заявляли: нынешнее юношество привыкло к спонсорству, если пацан пойдет на концерт и там никто ничего не раскручивает и не продает, у него, наверное, крыша поедет. Фестиваль в формате open air стал одной из моделей продвижения товаров, маркетинг не оставил камня на камне от фестивального идеализма 60-х, и в итоге последний, третий "Вудсток", состоявшийся в 1999 году, несмотря на погромы и пожары, принес организаторам прибыль в размере $28,9 млн.
Десять лет спустя формула "сцена с музыкантами плюс палаточный городок" по-прежнему работает и спонсоры охотно ее используют, но полумиллионная аудитория для такого рода события сейчас — недостижимый рубеж. Фестиваль в Гластонбери нынешним летом собрал около 140 тыс. зрителей, в США на трехдневный фестиваль Coachella в апреле съехались 160 тыс. "Нашествие" в этом году представило цифру 98 тыс. зрителей. Дело здесь не только в том, что из-за кризиса люди не готовы тратить столько же денег на дорогу и фестивальные билеты, сколько раньше. И не в том, что музыка стала менее интересной —2009 год невероятно богат на отличные новые пластинки. Просто за сорок лет музыка в значительной степени утратила функцию медиума, свои коммуникативные свойства она уступила интернету и мобильным устройствам. Для того чтобы почувствовать себя частью целого, теперь не нужно куда-то ехать и валяться в грязи. Грязь можно найти не выходя из дома. Достаточно подключить wi-fi и blue-tooth. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1222677
Не в сети