Тексты
Ссылки
Новости

Молодежные движения
и субкультуры Петербурга

Семинар
Гостевая книга
Участники



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБКУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ ИНДЕАНИСТОВ)

А.И. Година

В основе выделения субкультуры из общей культуры лежит конфликт норм, ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой. Целью данной статьи является рассмотрение конфликта, способов его решения и путей взаимодействия субкультуры индеанистов с общей культурой.
Индеанисты - это люди, изучающие культуру американских индейцев (причем профессионализм в изучении не является обязательным условием индеанизма) и пытающиеся подражать их материальной и духовной жизни. Я не ставлю своей целью только описание индеанистов, хотя, разумеется, описание - неотъемлемая часть данной работы. Мне представляется более важным показать пути взаимодействия и моменты столкновения субкультуры и культуры. В данной работе я попытаюсь доказать, что индеанисты - это сложившаяся субкультура, а не “клуб по интересам” или просто калька с культуры индейцев. Индеанизм - сложная структура со своими традициями, взаимоотношениями и обычаями.
Л.Г. Ионин в книге “Социология культуры” описывает пять способов разрешения конфликтов типа “культура - культура” по Ф. Боку. Мне кажется, что эту же классификацию (с некоторыми изменениями) можно применить к конфликту типа “субкультура - культура”.
  1. Геттоизация. Такой способ разрешения конфликта возможен, как мне кажется, только в сектах или в организациях, близких к ним по нормам и “закрытости”. Это означает полную оторванность субкультуры от внешнего мира, т.е. от внешней культуры. Поскольку в субкультуру по некоему принципу объединяются люди, принадлежащие и к общей культуре, то вряд ли можно говорить о полной отгороженности от мира, как это бывает в случае столкновения культур.
  2. Полная ассимиляция. Вариант, на мой взгляд, невозможный для субкультуры, т.к. означает ее полное исчезновение, растворение в общей культуре.
  3. Колонизация. Внедрение норм и поведения, свойственных субкультуре на всем пространстве культуры.
  4. Частичная ассимиляция. Самый распространенный вариант взаимодействия субкультуры и культуры. Он означает, что человек в равной мере адаптирован и к общей культуре, и к какой-либо субкультуре. Например, человек может работать “с 9-ти до 5-ти” , нормально общаться с сотрудниками, членами семьи и вообще со всеми, не принадлежащими к его субкультуре, а свободное время проводить среди “своих”. Часто при этом переходе меняется язык, внешний вид (прическа, костюм) и т.д. Этот способ решения конфликта, в частности, свойственен многим индеанистам.
  5. Промежуточный тип. Это, как мне кажется, - идеальный способ выхода из конфликта, способ продуктивный и полезный и для культуры, и для субкультуры, способ здорового взаимодействия.
    1. Членам субкультуры часто доступна такая информация (или такие каналы ее получения), которые недоступны культуре в целом. Внутри субкультуры почти всегда существует творчество, которое может оказаться интересным и значимым. (Примером может служить андеграунд, который "вышел из подвалов" и принес в нашу культуру свое творчество).
    2. Членство в той или иной субкультуре побуждает человека заниматься чем-либо (учебой, наукой, искусством и т.д.) интенсивнее и эффективнее, т.к. благодаря этим занятиям он получает признание значимых для него людей. Например, подросток изучает в школе иностранный язык, но делает это неохотно. Попав в некую субкультуру, где знание иностранных языков является нормой или способом заслужить уважение, он начинает изучать иностранные языки добровольно и с интересом. Затем он получает возможность стать переводчиком, т.е. получить профессию, имеющую ценность для общей культуры.

  6. выделены пять способов решения конфликта “субкультура - культура”. Не обязательно все члены одной субкультуры решают этот конфликт одинаково. Это зависит от степени поглощенности человека данной субкультурой и от степени его самореализации в общей культуре. Кроме способов решения конфликта, я хочу рассмотреть краткую историю движения индеанистов, его структуру, язык и символику, нормы и ценности. При работе над статьей использовались следующие методы: изучение документов (журнал "Иктоми" №1-2, альманах "Первые американцы" №1, материалы Интернета, фотографии); интервью; включенное наблюдение.

Краткая история индеанизма

Историю индеанизма можно начать отсчитывать с 1980 г., когда состоялся первый фестиваль Пау -Вау (индейское слово, означающее "сбор", "совет"). Было выбрано место неподалеку от Ленинграда. На первый фестиваль собралось около 15 человек, стояло несколько палаток и типи. До этого момента организованного индеанизма не существовало - группы рассыпались по мере взросления их членов.
        Следующий фестиваль состоялся в 1982 г. В нем участвовало 50 человек, 7 типи. Затем Пау-Вау стало проходить регулярно, каждый год. В 1985 г. фестиваль проходил под Петрозаводском, собрался небольшой лагерь - 15 человек из Ленинграда, Петрозаводска, Великих Лук и Подмосковья. В 1986 г. - два Пау-Вау, оба под Ленинградом, в общей сложности 55 человек. 1989 г. - важное событие в жизни движения - состоялось первое международное Пау-Вау. Фестиваль насчитывал 46 типи, в которых разместилось 150 человек (в том числе 2 индеаниста из ГДР). В 1990 г. состоялось самое большое Пау-Вау - 51 типи, 10 палаток, около 300 участников из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Сибири и 6 индеанистов из Германии. В 1993 г. состоялось, кроме петербургского Пау-Вау, еще по крайней мере пять небольших Пау-Вау в России и на Украине. Автор статьи в журнале "Иктоми" (1994 г., № 1) считает, что количество одновременно проходящих фестивалей связано, во-первых, с дороговизной билетов и с отсутствием средств для путешестия в Петербург из других регионов России и СНГ; во-вторых, (и эту причину он называет наиболее важной) многие группы индеанистов стали достаточно сильными и многочисленными, чтобы проводить свои собственные Пау-Вау.
        В настоящее время Пау-Вау проводится каждое лето. Петербургское Пау-Вау проходит почти всегда на одном и том же месте, в одно и то же время - в первую декаду июля. Примерно 3-4 июля (это зависит от того, сколько приехало индеанистов, а также от погоды), когда основной лагерь уже поставлен, происходит церемония открытия фестиваля. Все собираются на главной поляне (в 1997 и 1998 гг. там располагался лагерь традиционалистов), большинство индеанистов - в индейских костюмах. Надо заметить, что далеко не все элементы индейского "парадного" костюма удобны в обиходе, и поэтому в полном костюме на Пау-Вау постоянно никто не ходит. Проводится обряд открытия, читают молитву, затем начинаются танцы. В танцах принимают участие как фольклорные коллективы - профессионалы, так и просто все желающие. Часть танцев напоминает показательные выступления, которые были заранее подготовлены. В другой части могут принять участие даже гости Пау-Вау в обычной одежде. Танцы и пение продолжаются с перерывами почти целый день.
        Открытие Пау-Вау - это, по сути, кульминация сезона. Несмотря на то что фестиваль проходит с 1 по 10 июля, многие (чаще всего семьи с маленькими детьми) живут на полянах Пау-Вау все лето, с мая по сентябрь. Жизнь лагеря напоминает жизнь любого туристского слета, но со своими особенностями. Например, на полянах Пау-Вау не приветствуются палатки, только типи. Поэтому, на первый взгляд, лагерь кажется пустым, так как очаг находится внутри типи, а люди чаще всего собираются у огня. От всех прочих (неиндеанистских) слетов Пау Вау отличают типи, индейские костюмы или их детали в сочетании с туристской одеждой, проведение индейских обрядов и ритуалов.
        Одна из функций Пау-Вау - продемонстрировать свои достижения за последний год. На фестивале идет активный обмен информацией, предметами индейского обихода. По этому поводу в интервью И. высказал идею, что, возможно, нынешние проблемы индеанистов, их фактический раскол на два лагеря спровоцирован тем, что информация (книги, кассеты, переводы) стала легко доступной. Индеанистам нет необходимости тесно общаться между собой, они не так нуждаются в сотрудничестве, как раньше, недостаток материалов не объединяет их. Это спорное предположение, но, возможно, в нем есть доля истины.
        Кроме Пау-Вау существуют другие индеанистские сборы и акции. В конце 80-х годов появился клуб "Этнос". Формально это был молодежный этнографический клуб, но основное внимание в нем уделялось индейской культуре. Руководителям клуба было около 25 лет, а большую часть членов клуба составляли подростки-индеанисты. Многие из них являются ныне ядром движения. В клубе читали и обсуждали книги, смотрели фильмы на индейские темы, делились информацией, в которой 10 лет назад ощущался большой недостаток. Кроме работы в городе, индеанисты выезжали в лес, устраивая небольшие Пау-Вау из нескольких палаток и типи. Клуб просуществовал 3-4 года и распался.
        У индеанистов существуют свои печатные издания. В 1994 году начал издаваться индеанистский журнал "Иктоми". Около 2-х лет назад в Петербурге начал создаваться большой альманах "Первые американцы". Первый номер альманаха можно найти в крупных книжных магазинах и библиотеках Петербурга, материалы альманаха есть в Интернете. Статьи и в том и в другом издании в основном посвящены истории различных индейских племен, биографиям известных индейцев, индейской культуре. Там же есть статьи, посвященные индеанизму.

Cтруктура движения

В движении можно выделить несколько групп, объединенных определенными признаками. Это, во-первых, деление на “традиционалистов” и “нетрадиционалистов” (ортодоксальных и неортодоксальных индеанистов). Сразу отмечу, что оба названия были даны самими индеанистами (нетрадиционалистами).
Традиционалисты, как правило, люди с самым большим стажем пребывания в субкультуре, старшие по возрасту. (Конечно, есть и исключения). Главное в принадлежности к традиционализму - попытка максимально строго соблюдать индейские обычаи, обряды, ритуалы. Примером может служить типи - индейская палатка (дом) из шкур (брезента, нейлона и т.д.), которые растягиваются на 9-12 шестах. Диаметр типи - 3-4 м, посередине очаг. В обычном типи могут поместиться 9-10 человек, но, как правило, живут 4-5. У индейцев с типи (как и в любой культуре - с домом) связано множество обычаев и обрядов. Индеанисты же, в зависимости от своих убеждений, исполняют их более или менее точно. Вот основные “правила поведения” в типи: напротив входа - место хозяина, по правую руку от него сидят женщины, по левую - мужчины. Предметы в типи можно передавать только в определенном направлении. Через очаг ничего передавать нельзя, в очаг нельзя бросать мусор. В типи, где пришлось жить автору этой статьи, соблюдались только два последние правила, т.к. это было типи нетрадиционалистов. Традиционалисты много внимания уделяют внешней форме проявлений индеанизма. Ценятся точность костюма, который передает информацию о племени владельца (см. ниже о племенах), его социальном статусе и т.д.
До некоторого времени разделение индеанистов на традиционалистов и нетрадиционалистов было виртуальным, но два года назад, на прошлом Пау-Вау (1997), оно стало реальным. После конфликта, окончившегося дракой, лагерь Пау-Вау ,располагавшийся на одной большой поляне, где хватало места на 30-40 типи, разделился на два (часть индеанистов-нетрадиционалистов перенесли свои типи на поляну на другой стороне реки). Нетрадиционалисты являются маргинальной частью движения и идеологически, и территориально. Они реже надевают традиционный индейский костюм, выполняют далеко не все правила , связанные с типи. На “нетрадиционалистской” поляне кроме индеанистов можно встретить хиппи, растаманов, туристов, членов КСП и просто гостей Пау-Вау. Тем не менее, обе поляны поддерживают добрососедские отношения, а общие мероприятия устраиваются на “традиционалистской” поляне. Пожалуй, это единственное деление индеанистов на группы, заметные без интервью и бесед, только при наблюдении.
        Деление на племена существует прежде всего в вербальных кодах. Почти каждый индеанист “принадлежит” к тому или иному племени. Наиболее представлены индейцы равнин (прерий), есть индейские племена озер и лесные племена. Все индеанистские племена отражают племена североамериканских индейцев. Можно заметить, что избранные индеанистами племена жили примерно в том же климатическом поясе и в том же ландшафте, что и в России. К примеру, леса и озера можно найти в Ленинградской области, а степи (прерии) - за Уралом, где также существует мощное крыло индеанизма.
Каким же образом новичок-индеанист выбирает, к какому племени ему принадлежать? Мне известны несколько основных мотивов выбора. Человек выбирает племя, руководствуясь любимой книгой или фильмом. Поскольку художественная литература и кино в основном посвящены индейцам прерий, то возможно этим и объясняется количественное превосходство индеанистов прерий. Индеанист решает, что он будет принадлежать к тому племени, к которому принадлежат его друзья. Это - самый распространенный способ выбора. Именно с этим связано видимая часть разделения на племена. Естественно, что друзья живут в одном типи. На Пау-Вау можно услышать выражения типа: “Я пошел в типи апачей”, “Я обедал у дакотов” и т.д. Но это деление вторично: не племена собираются вместе и потом появляются дружеские отношения внутри них, а друзья объединяются в одно племя. По рассказам индеанистов существует еще один способ выбора - интуитивный. Решение принимается под влиянием информации, полученной, например, во сне (абсолютно индейский способ принятия решения). Индеанист мотивирует выбор словами типа : “Однажды я понял, что...” Лично автор не видел ни одного индеаниста, сделавшего выбор таким способом, но интервьюируемые рассказывали о подобных случаях и называли конкретные имена.
Теперь об отношении к “своему” и к “чужому” племени. Насчет отношения к своей принадлежности к тому или иному племени у индеанистов нет единой позиции. Кто-то действительно начинает считать себя, например, апачем или команчем, для кого-то абсолютно все равно к какому племени “принадлежать”. Но почти для всех “свое племя” - область их научных интересов. Невозможно изучать индейцев “вообще”, так как их культура и языки слишком разнообразны. Можно лишь выбрать одно направление - одно племя (или одну группу племен). Так что деление на племена имеет более научное значение - в “племенах” идет активный обмен книгами, кассетами, всякого рода информацией, ведутся научные споры и дискуссии.
Отношение к “чужим” племенам. Моя первоначальная гипотеза о переносе отношений между индейскими племенами на индеанистские племена не подтвердилась. У индеанистов не существует стереотипов отношения к человеку как к представителю того или иного племени. Итак, можно считать, что принадлежность к племени определяется прежде всего научными интересами.
В субкультуре индеанистов прослеживается связь “учитель - ученик”. Почти у каждого индеаниста есть (или был) наставник с большим стажем пребывания в движении, обладающий большей информацией. Он вводит индеаниста - новичка в систему отношений, обучает его “правилам хорошего тона”.
Типи является не просто домом, а “структурной единицей” Пау-Вау. Часто число прибывших на фестиваль измеряется количеством поставленных типи. У некоторых типи своя история, ту или иную группу могут определять по их жилищу. (“Помнишь людей из зеленой типухи?”). Как правило, в каждом отдельно взятом типи существуют свои правила и обычаи, характерные только для его обитателей.
В индеанизме (особенно среди традиционалистов) существуют достаточно жесткие стереотипы мужского и женского поведения. У мужчин поощряется физическая сила, ловкость, иногда - агрессивность. Мужчина “должен” обладать рядом практических навыков. Я беру слово “должен” в кавычки, так как большинство этих навыков не доступны или труднодоступны :военные искусства, охота, верховая езда и т.д. Женщине отводится роль “хранительницы очага”. Различаются костюмы, стиль общения, манеры поведения. При этом у индеанистов нет четкого разделения труда на мужской и женский (в отличие от индейцев). По крайней мере, на Пау-Вау в основном вся работа по лагерю выполнялась вместе. Мужчина может заниматься “женским” трудом (например, вышиванием бисером) без всякой угрозы для своей репутации, но если женщина возьмется за мужское дело (например, охота) то это может быть принято с неодобрением.
У индейцев пол был понятием скорее социальным, чем биологическим. Для индеанистов подобная позиция неприемлема. У индеанистов существуют обряды только для мужчин и только для женщин, существует ряд запретов для женщин и т. д. Эта жесткость стереотипов послужила причиной конфликта, в результате которого около пяти лет назад от общего Пау-Вау отделился лагерь “женщин - воинов”. У них были свои танцы, свои обряды. Лагерь этот, правда, просуществовал недолго - всего одно лето.
Наличие мужских и женских стереотипов подчеркивается индеанистским сленгом, в котором развито словообразование от индейского слова “скво” - женщина. Например, “скворост” - дрова и хворост, которые или не рубятся, или не горят, или об них ломается топор.
        При всем выше сказанном, мужчин и женщин в индеанизме примерно одинаковое количество, много семейных пар (в том числе и официально зарегистрированных). К женщинам - старейшинам (наделенным знаниями, умениями и большим стажем пребывания в индеанизме) относятся с таким же уважением, как и к мужчинам старейшинам.
Можно также высказать предположение о демонстративности поведения индеанистов, которая меняется в зависимости от внешних условий. Этими внешними условиями является присутствие (или отсутствие) посторонних. Автору статьи пришлось наблюдать индеанистов на двух фестивалях, проходивших одним и тем же летом, с разницей в месяц: на Пау-Вау и на Rainbow, фестивале хиппи. На Пау-Вау почти все время была разрешена кино- и фотосъемка, индеанисты обменивались фотографиями. На Rainbow (где индеанисты выступали в роли малой группы среди большой). Они строго следили за тем, чтобы никто без спроса не фотографировал их или их жилища и проявляли агрессивность (которая не приветствуется на Rainbow), по отношению к тем, кто нарушал этот запрет. Мотивировали они запрет на фото-съемку тем, что у индейцев это не принято и не разрешается. Года два назад индеанисты пытались на Rainbow запретить всем остальным проходить через их лагерь, расположенный на территории Rainbow. Я думаю, что такое демонстративное поведение с “непоследовательными” ссылками на индейцев можно объяснить желанием выделиться, обособиться внутри другой, большей группы, провести границу “мы - они”. Так как индеанизм в принципе является достаточно закрытой субкультурой, то мне кажется, что эта гипотеза имеет основания.

Язык, символика, мифология

Язык. У индеанистов существует свой язык. В основном, его составляющие - это индейские и переделанные из индейских (по законам русского языка ) слова. Также встречаются английские слова, включенные в русскую речь. Кроме того, многие индеанисты используют “общемолодежный” сленг, но он не специфичен.
Приведу некоторые примеры словаря индеанистов: типи (типуха) - “правильное” индейское слово, индейское жилище; типичный - домовой, обитающий в типи; мокасины (мокасы) – обувь; скво – женщина; скворум (скворечник) - сборище женщин; статус скво - без перевода; скворост - дрова, принесенные скво. Из английских вставок в русский можно привести: Dream catcher - ловец грез - культовый индейский (и индеанистский ) предмет. Разумеется, это не полный словарь, а всего лишь набор примеров индеанистского языка.
Мифология (телеги, байки, слухи). Все услышанные и зафиксированные мной идеанистские мифы можно разделить на несколько групп.
Мифы “энергии или “духа” каждого человека.
К. объяснял, почему он не любит присутствовать в инипи, где одновременно участвуют и мужчины, и женщины. (Инипи - индейский обряд, связанный с идеями очищения, перерождения.) Он говорил, что поскольку мужчина и женщина - противоположные начала, то одна энергия нейтрализует другую, и ни те ни другие не получают столь сильного эффекта, как при “раздельном” инипи.
Д. рассказывал о человеке, который однажды пришел в гости на Пау-Вау. Этот человек, по словам рассказчика, “испортил” церемонию открытия фестиваля. На мой вопрос, что он сделал, Д. ответил, что это был плохой человек. (С ударением на слово “плохой”). Он оказывал столь вредное влияние, что это почувствовали все. Гостя настоятельно попросили покинуть территорию Пау-Вау.
Мифы о “духах” места.
К этой категории относятся рассказы о типичном (см. словарь). П. рассказывала как приехавшие на Пау-Вау православные “фанатики” повесили в типи икону, чтоб прогнать типичного, а он им за это мстил: опрокидывал воду в огонь и т. п.
Индеанисты рассказывали, что до них на поляне располагалось множество различных религиозных сект и объединений, и поэтому поляна населена самыми разными духами и наполнена “энергией”. Вообще это самая распространенная тема в индеанистской мифологии. Сюда же относятся идеи об особом смысле типи
Отдельная группа - мифы об особом смысле очага в типи. Нам, как новичкам на Пау-Вау, объяснили, что очаг нельзя “дразнить”, то есть передавать через него различные предметы, его нельзя обижать - кидать в него мусор. Очаг у индеанистов - существо одушевленное, у него есть свои привязанности и предпочтения. (Например, очаг нашего типи, по словам хозяйки, в качестве жертвы предпочитал сахар и спирт.)
Из группы мифов, связанных с потусторонними силами резко выделяется одна история “о пользе этнографии”. По-моему, она заслуживает того, чтоб быть приведенной полностью, так как имеет непосредственное отношение к теме взаимодействия субкультуры и культуры.
Несколько лет назад, на Пау-Вау приехал индеец, очень пожилой человек. Как-то утром девушка - индеанистка увидела, что он пошатывающейся походкой направляется в сторону от лагеря. Она спросила его, куда он идет, а он ответил, что идет встречать солнце. Она забила тревогу, подняла пол-лагеря, так как знала. что эти слова означают - “иду умирать”. Индейца на руках донесли до деревни и отправили в город - в нашем сыром климате у него заболело сердце.
Важен сам факт существования такой истории у индеанистов. Таким образом, мифология движения в основном посвящена магии и особому значению тех или иных предметов. Вторая тема - практическая важность индеанизма, его значимость в рамках общей культуры. Слово “миф” не имеет здесь оценочного характера и не несет информации о правдивости или лживости того или иного сюжета.

Символика в индеанизме. Материальными символами у индеанистов являются любые предметы индейского обихода. В основном преобладают пан-индейские традиции. Но в обычной жизни (не на Пау-Вау или каких-либо других индеанистских сборах ) далеко не все постоянно носят индейские вещи. Эти вещи – бисерные и кожаные браслеты, бусы, серьги, части традиционного костюма. Многие индеанисты – мужчины носят длинные волосы. Иногда в повседневности символом индеаниста становится ковбойский костюм. Как видно, все выше перечисленные признаки не являются привилегией лишь индеанистов. Скорей всего, индеанистская символика не выполняет функций опознавательного знака. Индеанистов немного (например, по сравнению с хиппи) и они не нуждаются в символике, чтобы определить, кто свой, а кто чужой.

Обряды. Самые распространенные обряды у индеанистов - это инипи и курение трубки. На мой вопрос об “этнографической” точности многие отвечали, что правильно может выполнить обряд только индеец. То есть у индеанистов (даже при абсолютной точности в соблюдении традиций) - индеанистские обряды. (Наверно, следует добавить, что это мнение нетрадиционалистов; о взглядах традиционалистов на этот счет мне ничего не известно.) Иногда от обряда остается лишь форма, а содержанием становится реальная жизнь реальных людей - “Каждый молится о том, что ему близко” - объяснял Н.
  Как правило, обряды, исполняемые индеанистами, - заимствование из паниндейской традиции (как и в случае с символикой). Кроме этого, у идеанистов существуют свои собственные обряды. К. рассказал мне об одном таком обряде, появившемся из-за недостатка информации. Проводился он на Пау-Вау около десяти лет назад. У индейцев прерий существовали “полицейские” в лагере - “акочиты” или “акоциты”, и на фестивале индеанисты решили воспроизвести ту же систему. Но они не знали (по крайней мере тогда), какой обряд сопровождал символическое вручение власти акочитам, а власть им давалась не малая - вплоть до мер физического воздействия (например, по отношению к личностям в состоянии сильного алкогольного опьянения ). Тогда они разработали свой обряд, в основе которого не было ни одного индейского “прототипа”.

Личность в индеанизме

Возраст. Средний возраст индеанистов примерно 27 - 28 лет. Чуть ли не большинство на Пау-Вау составляют семьи с маленькими детьми, так что речь идет о самостоятельных участниках движения. Естественно, существуют отклонения от среднего - в движении есть студенты и, возможно, школьники, а самому старшему около шестидесяти лет.
Образование. Уровень формального образования среди индеанистов совершенно разный (от неоконченого среднего до высшего), но само по себе наличие того или иного диплома ценностью не является. Ценностью являются знания и умение их получать. Поэтому, естественно, что человек, который защитил диссертацию по теме, связанной с культурой индейцев и т.п. получает в среде индеанистов уважение. Уважения заслуживают не только знания, связанные с индейцами; индеанист может изучать другие культуры, быть переводчиком с других языков - это тоже является ценностью индеанистской субкультуры, но знания по индейской культуре практически обязательны.

Навыки, искусство. Владение практическими индейскими навыками является ценностью в индеанизме. К ним относятся: жизнь в лесу - умение ставить лагерь, разводить огонь, рубить дрова и т. д. , охота, верховая езда ( и вообще умение обращаться с лошадьми ) и многое другое. Вновь прибывшего на Пау-Вау (новичка) будут оценивать именно по владению этими навыками. Хотя у индейцев часть этих занятий закреплена за женщинами, а другая - за мужчинами, у индеанистов границы этой дифференциации стерты.
        К навыкам или к искусству можно отнести работу по коже, работу с бисером, создание и шитье костюмов и т. п. В некоторой мере этими искусствами владеет каждый индеанист, но существуют и "мастера". Про М. может быть известно, что она шьет типи на заказ ( за деньги ), про Т. - что он делает мокасины.
        Обычно и знания и умения в равной степени ценятся у индеанистов, но слишком сильный перевес в ту или иную сторону не всегда приветствуется. Самым достойным считается тот, кто в состоянии применить свои "индейские" знания в практике.

Мотивация. Как правило, в субкультуру индеанистов новичок попадает в подростковом возрасте. Обычно этому предшествует период увлечения литературой об индейцах, кино на соответствующую тему. Но почему подросток выбирает для себя именно эту субкультуру, почему он отождествляет себя с индеанистами (а, следовательно, и с индейцами) ? Возможно, потому что место культуры индейцев среди других культур напоминает место подростка в обществе (особенно в субъективно - подростковом восприятии). Индейцы как культура почти лишены гражданских прав. Подросток эти права еще не получил, но претендует на них и пытается их отстаивать. Таким образом, причисляя себя к угнетаемой, малочисленной культуре, подросток тем самым пытается противопоставить себя обществу "угнетателей". Модель конфликта двух культур переносится на конфликт внутри одной. ( Возможно, этим же объясняется интерес многих индеанистов к кельтской культуре. Культуры индейцев и кельтов абсолютно различны и в географическом, и в материальном плане. Общее же у них то, что эти в прошлом великие народы в наше время находятся в упадке и почти лишены собственной территории).
        Гипотезу о переносе межкультурного конфликта на внутрикультурный отчасти подтверждает материал, полученный в интервью с двумя бывшими участниками клуба "Этнос". Р. и П. рассказали, что когда они выезжали в лес, то всех туристов - неиндеанистов называли "бледнолицыми", а свою группу относили к "краснокожим". (Необходимо заметить, что в описываемый период интервьюируемым было примерно 14 - 15 лет.) В лагере подростков - индеанистов шли разговоры о том, что бледнолицым нечего делать в лесу, потому что они не умеют себя "правильно" вести, о том, что их надо выгнать (например, перевернуть машины или повалить палатки) . На мой вопрос, были ли в действительности случаи нападения на туристов, интервьюируемые сказали, что не помнят подобных ситуаций. (Следовательно, если что-то подобное и происходило, то это не носило систематического характера.) Мне кажется, что наличие подобных сюжетов о "краснокожих" и "бледнолицых" говорит о четкой границе, которой подростки - индеанисты отделяли себя от "всех прочих" и о попытке смоделировать чужой конфликт в своей среде.
        Сложнее объяснить появление среди индеанистов взрослых людей. Иногда они приходят в индеанизм из "смежных" субкультур (хиппи, игровики, туристы). Иногда их приводят друзья. В интервью Т. сказала, что на Пау-Вау очень удобно отдыхать летом с детьми - и не на даче и не в палатке. (Т. раньше была с хиппи). И это тоже можно рассматривать как мотив участия.



Имена

        Почти у всех индеанистов есть индейские (индеанистские) имена. Иногда таких имен несколько, иногда только одно. Чаще всего индеаниста называют "субкультурным" именем, если его настоящее имя достаточно распространено. Тогда индеанистское имя приживается. (То есть дополнительное имя выполняет роль прозвища.) Я думаю, что источники происхождения имен можно разделить на три категории: ситуативные; имена, дающиеся по внешнему сходству или сходству характера; серьезные; племенные.
  1. Ситуативные. Появляются как прозвища. Например, индеанист Ф. идет в лес рубить дрова. Кто-то другой слышит шум и спрашивает: "Кто тут шумит?", на что получает ответ: "Топор шумит". В результате Ф. получает имя "Топор".
  2. По внешнему сходству или сходству характера. Индеанист может получить в качестве имени название предмета или животного. Такое имя обычно не выбирают, его дают окружающие. Индеанист может взять имя исторического, литературного или кино- персонажа.
  3. Серьезные имена. Такое имя может дать учитель (см. главу социальная структура), или человек, который пользуется уважением у того, кому он дает имя. Также индеанист может действовать по индейским законам – например, поститься и ждать видения или вещего сна, в котором будет содержаться имя, (то есть выбрать имя интуитивно). Таких имен может быть несколько, часть из них (а иногда и все ) становятся тайной для окружающих – их можно открыть только самым близким людям.
        Такое имя часто становится парным, потому что первоначально его, как правило, дают на каком-либо индейском языке, а использоваться наряду с ним может и его перевод на русский (и наоборот).
  1. Племенные имена. Этот вариант является наиболее редким. Если индеанист является единственным человеком, выбравшим то иное племя (или у него мало "соплеменников"), то в качестве имени он может взять название племени (например, "Каманч").

        Поскольку автора статьи попросили не использовать реально существующие имена, то все имена и примеры вымышленные. За случайные совпадения автор ответственности не несет.

Заключение

Взаимодействие субкультуры и культуры. После того, как была рассмотрена история индеанизма и структура движения, можно выделить области в которых данная субкультура соприкасается с культурой, и попытаться определить, как протекает этот контакт.Индеанисты, как любые другие субкультуры, включены в жизнь определенного социума. Даже для проведения чисто индеанистского мероприятия (Пау-Вау) требуется наладить контакты с местным населением и местными властями. Мне кажется, для того, чтобы понять, насколько актуален конфликт "субкультура – культура", надо выяснить, есть ли в данной субкультуре ценности, совпадающие с общекультурными, и есть ли ценности, прямо противоречащие им.
Главная ценность в индеанизме – "быть как индейцы, жить как индейцы" - в общем, нейтральна по отношению к культуре. Правда, если кто-либо подчиняет этой цели все аспекты жизни, то острый конфликт неминуем. Но в том виде, в котором "индейская жизнь" присутствует в жизни большей части индеанистов, она вряд ли станет причиной напряженности.
Вторую по важности ценность условно можно назвать "знай об индейцах как можно больше, умей делать то, что делают индейцы". Она является частью культурной ценности "знание". Знания и умения (уважаемые индеанистами) могут способствовать успешному росту в обществе и карьере.
Конечно, далеко не все индеанисты решают свой "личный" конфликт отношений с обществом наиболее успешным (промежуточным) способом. Для многих решением является " частичная ассимиляция". Чаще всего это люди, в чью профессиональную или творческую сферу деятельности не входят знания и навыки, приобретенные в индеанизме.
Существуют и исключения из правил. Одним таким исключением была попытка создать индеанистскую коммуну на Алтае. Попытка создания индеанистского "гетто" обернулась неудачей, что подтверждает проблемы, связанные с отрывом субкультуры от культуры.
Другим примером может служить история одного индеаниста. М. получил историческое образование, изучал вопросы, связанные с индейцами. Недавно он покинул Россию и уехал в США, где живет среди индейцев.
Таким образом, в одной субкультуре нельзя выделить один и тот же для всех способ реагирования на внешнюю среду – общество, но можно найти преимущественные способы действий и решений конфликтов.
Я полагаю, что весьма важным является такое влияние субкультуры на своих членов, и в частности, на новичков, которое можно обозначить как перенаправление активности.
Здесь можно вспомнить ранее приведенный пример о мотивации участия. Подростки–индеанисты проявляли вербальную агрессию по отношению к "бледнолицым" (т.е. ко всем неиндеанистам), тем самым пытаясь провести границу между собой и обществом. Но участие в индеанистском движении дало им возможность продемонстрировать свои отличия от "бледнолицых" иным способом. Индеанисты, например, могли научиться вести себя в лесу "правильно" (как индейцы, а не "бледнолицые"). Их поведение вместе с тем приобретало социально одобряемый характер, так как индеанистское "правильно" означает: не рубить зеленые деревья, не бросать мусор в лесу и т.д. В данном случае "экологические" ценности индеанистов совпадают с общекультурными экологическими ценностями, и конфликт "субкультура – культура" разрешается наилучшим образом. Конечно, далеко не всегда перенаправленная субкультурой активность совпадает с активностью, поощряемой социумом.

        Список источников

02. 07. 1998. Интервью с индеанисткой М., 20 лет.
03. 07. 1998. Интервью с индеанисткой О., 23 года.
05. 07. 1998. Интервью с индеанистом К., 28 лет.
17. 09. 1998. Интервью с индеанистом И., 24 года.
10. 10. 1998. Интервью с индеанисткой Р., 28 лет.
10. 10. 1998. Интервью с индеанистом П., 26 лет.
28. 10. 1998. Интервью с индеанисткой Т., 33 года.

Литература.
  1. Ионин Л. Г. "Социология культуры", М., "Логос", 1996.
  2. Щепаньская Т. Б. "Символика молодежной субкультуры", СПб, "Наука",1993.
  3. Альманах "Иктоми".-1994.-№1.. "Краткая история индеанистов в России". Автор: Ишта Шита (Злой глаз). Стр. 81 – 91.