ОДЕРЖАНИЕ*
(См. "Улитку на склоне" Стругацких )
Московский Телецентр ассоциировался у меня со следственным
изолятором. "Режимное учреждение" — объяснили нам с Аллой Аловой (ныне заведующей "Анти-СПИДом в "Огоньке"), когда уже в разгар перестройки режиссер "Рок-телемоста" Москва—Ленинград сдавал в милицию неугодных журналистов.Но сегодня у нас были необходимые пропуска на "Музыкальный
ринг", переехавший из Питера в Москву, чтобы лучшие рок-музыканты обеих столиц могли померяться силами в прямом эфире. В число лучших не вошли Цой, БГ, Макар, Романов... Говорили, что Шевчук получил приглашение, но ответил, что на такой ринг готов выйти только против Кобзона.— Утром была репетиция, — сообщил друг, дежуривший в режимном
учреждении с утра.— Репетиция прямого эфира?
— Да. Вопросов и ответов. Девочек у телефонов предупредили: во
время съемки не сидите просто так, а делайте вид, что слушаете и записываете.Я засмеялся: это уж ты клевещешь на советскую
действительность, — и отправился в зал, напевая себе под нос старую песенку Градского о "лапинском", доперестроечном телевидении:...А за этим, сна не зная, редактура наблюдает,
Репетирует, когда, зачем и кто,
Кто заплачет, кто завоет, кто утешит, успокоит,
Кто споет — не дай Бог, ежели не то.
Как только зрителей рассадили по секторам маленького цирка, я
увидел шустрого молодого человека, который давал каждому сектору указания, как похлопать, когда потопать. После чего на "пятачок" в центре выходили разные группы и изображали под фонограмму страшное увлечение игрой. Потом, отложив инструменты, экспромтом, легко и остроумно, как Маяковский на диспуте, отвечали на отрепетированные с утра вопросы. Доверчивые телезрители должны были определить победителя в "честном" турнире.Зрелище не уступало прославленному "Muppet Show". Но никто не
позволил себе ни словом, ни жестом выразить сомнение в происходящем. Я смотрел в грустные глаза серьезного музыканта Романа Суслова и пытался понять: ему-то что здесь нужно? Ведь никогда в жизни ни Искандер, ни Астафьев, ни Анатолий Васильев не согласились бы опуститься до "Литературного" или "Театрального ринга" такого сорта.Впрочем, я-то пришел сюда по делу. В нужный момент. мне должны
были передать микрофон и обеспечить произнесение в эфир нескольких слов — о коллеге выступающих сегодня музыкантов, который, может быть, смотрит эту передачу в лагере на Северном Урале. Накануне мы получили очередную порцию отписок из прокуратуры и Верховного Суда по делу Новикова.Оставалось пять минут. Модно одетые мальчики и девочки вокруг
прилежно, как в передаче "Веселые старты", хлопали и топали. Ученые дяди задавали сложные вопросы, придавая "Рингу" известный академический лоск. В секторе напротив воседал "весь синклит" из НМД в окружении свиты длинноволосых, припанкованных, увешанных модными "фенечками" музыкальных юношей, которые хотели ездить на гастроли не только в Рязань, но в Лондон или Париж. И тут я понял, что случится, если я обломаю им кайф. Нет, меня не сдадут в милицию и даже не выключат микрофон. Зачем? Мне не дадут говорить сами музыканты: "Это не к нам вопрос, а к прокурору. Ха-ха-ха". Зрители прервут возгласами с мест. Тусовка будет дружно хохотать. Ведь сценарий не навязан им сверху начальством, это их родное, взаимовыгодное дело, и они не допустят, чтобы в него вмешивался с посторонними вопросами кто-то не из их круга. Я сказал: "извините, микрофон мне не нужен", и направился к выходу, не дожидаясь окончания турнира. СОДЕРЖАНИЕ >>