hippy.ru

 

 

 

"Игра в бисер"

отзывы

газета Россия

«Дети-цветы» играют в бисер

Подготовили Татьяна Источникова, Марина Полякова, Владимир Преображенский (фото).

Движение хиппи, взросшее на почве социально-культурных проблем в США 60-х годов, в России долгое время выставлялось за рамками добра и зла. Ругательные слова «хиппак» и «хипповый» ставились в один ряд с приятными терминами вроде «наркомана» или «пьяни подзаборной».

В 80-х движение русских хиппи наконец-то рассвело белым цветом, удачно скрестившись с русской ментальностью. Феномен странничества и стихийного пацифизма прекрасно согласовывался с национальными поисками (достаточно вспомнить хотя бы графа Толстого с его сложносочиненными доктринами непротивления злу и отрицания государства).

Русские хиппи начала тысячелетия – движение неоднородное, но жизнеспособное, о чём свидетельствует завершившийся на днях фестиваль «Игра в бисер», собравший вместе художников, музыкантов, поэтов и даже модельеров, выражающих через своё творчество особый, хипповый взгляд на мир. Организован фестиваль людьми, успешно переместившими культуру «детей-цветов» в Интернет, создав Сетевой дом русских хиппи.

Девять дней на различных концертных площадках выступления музыкальных групп соседствовали с выставками и кинопоказами (вход на все мероприятия был бесплатным, что в эпоху принудительного глобализма кажется настоящим чудом).

Девять дней все желающие могли познакомиться с творчеством не только неформальных московских лидеров хиппи (Умка, «Оптимальный вариант», «Вечный кайф»), но и совсем молодых художников, поэтов и музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья , Сибири и других регионов.

Название фестиваля было выбрано не случайно: согласно Герману Гессе, автору знаменитого романа «Игра в бисер», человек есть синтез всех видов искусства. Этот принцип попытались воплотить в жизнь участники фестиваля.

Главное здесь даже не в том, что многие из них действительно владеют несколькими видами искусства - рок-певица Ольга Арефьева танцует фламенко, солистки группы «Апокриф» рисуют жутковато-забавные картинки, художник Сольми поёт и снимается в кино, а кроме того, любой уважающий себя хиппи умеет плести бисерные фенечки (своеобразная разновидность всё той же игры в бисер).

Всё происходящее ещё раз доказало, синтез искусств, о котором говорил Гессе, происходящий под знамёнами Любви и Добра, порождает уникальную общность людей, которые были во все времена и всегда казались окружающим немного не от мира сего, но, возможно, благодаря которым человеческое общество продолжает развиваться не только по линии материального накопительства.

Фильмы, показанные в начале и в конце фестиваля, символичны. В день открытия- киноленты «Стоит лишь тетиву натянуть» и «Вся власть любви». Благословенное время- рубеж 80-90 годов, хиппи, собирающие подписи за то, чтобы в Москве была улица Любви («Почему улица Газопровод есть, а улицы Любви нет?»), а потом – знаменитый «Лав-стрит» на Покровском бульваре, первые официально разрешённые концерты, молодые волосатые люди, увешанные фенечками и пацификами…

И в то же время – вся непрочность, хрупкость надежд и «новый мир» перестроечного периода – тупое непонимание прохожих, бабулька, ни к селу ни к городу заявляющая: «Ельцин-молодец!», личные жизненные коллизии обитателей «Лав-стрита»: у кого-то на первом месте амбиции и желание прославиться, кто-то режет вены, кто-то замыкается в своём мире, ограниченном четырьмя стенами собственной комнаты с портретами битлов…

Два фильма, завершающие фестиваль, - очень разные, но, по сути, об одном и том же: недостижимости идеала. «Никса» - трогательная вариация андерсеновской «Русалочки» на русский лад. «Врата рая» - история о средневековом крестовом походе детей, снятая по мотивам событий, происходивших в действительности. Тридцать тысяч детей и подростков со всей Европы отправляются освобождать Иерусалим и Гроб Господень от власти мусульман только потому, что их предводителю, простому пастушонку, во сне является Христос и говорит, что лишь невинные дети, без оружия в руках, смогут сделать то, что не удалось вооружённым рыцарям. Но первоначальный энтузиазм оборачивается ссорами, любовными трёх- и четырёх- угольниками, не говоря уже о том, что вся затея оказывается изначально построенной на обмане…Врата рая распахнулись перед многими участниками детского крестового похода лишь после смерти…

Однако недостижимость идеалов вовсе не означает, что к ним не стоит стремиться. Вся история движения «детей-цветов» (а теперь уже и детей «детей-цветов») свидетельствует об этом.

Мнения участников

Владимир Теплышев (Дзен-баптист), модельер:

- Как возник хиппизм? Всем ведь в детстве родители добрые книжки подсовывают и говорят: «Вот, сказки хорошие. Идеалы. Дружба, любовь, жертвенность и так далее. Чуть ребёнок становиться постарше: «Всё, это забудь. Тебе надо адаптироваться в обществе». И тогда восстали эти дети и сказали родителям: «Вы нас обманывали. А мы всё же хотим найти такую страну и жить по этим принципам, по этим прекрасным детским книжкам. Мы не хотим жить во лжи». Это и был хиппизм, 70-е годы. Это была, по Вернадскому, та самая Благодать Божия, которая коснулась людей как предложение. Но от человека зависит пойдёт он этим путём или нет.

Анна Герасимова (Умка), певица, переводчик:
-На самом деле и год назад, и пять лет назад подобные фестивали тоже происходили. Просто подросло очередное поколение, которому хочется праздника. В 70-80-х хиппи были как волчата, мы всего боялись… Нет, мы, конечно, были очень смелые. Но можно было запросто из-за длинного волоса не просто получить по морде на улице, но попасть в дурдом, даже в тюрьму. Потом вроде как всё разрешили, система рухнула. И противопоставлять себя ей стало уже неактуально. Но по мере того, как развивается истеблишмент, новый капитализм наш несчастный, безрукий, безногий, безголовый, всё больше ощущается и потребность в культурной альтернативе. И на сцену опять вышли хиппи.


полный текст интервью


 

 

 

текст набирала Маша Микшина

 


 

добавить отзыв

Роман Игра в бисер был опубликован в Швейцарии в 1943 в разгар Второй мировой войны.

В центре – метафора культуры как игры, «игры в бисер». Речь идет о перевоссоздании культуры на основе уже имеющихся достижений человечества.

Образ Касталии 25 века и игры в бисер – прообразы идеального государства и места в нем духовной культуры.

К требованиям самодисциплины ордена «игроков в бисер» относятся ответственность, сосредоточенность, совершенствование своей способности к внутри- и межкультурной коммуникации и передаче навыков своего искусства ученикам.

Ставится проблема «правильного соотношения» мирского бытия и аскезы, отношений государства и церкви и т.д.

Судьбы культуры рассматриваются в романе сквозь призму автобиографии «магистра игры в бисер» Йозефа Кнехта.

В контексте замысла книги повторяются темы прежних романов – ученичество, дружба единомышленников, поиск себя в мире культуры, способность находить гармонию между противоположностями и т.д.

Роман вобрал в себя и наиболее важные жизненные впечатления Гессе – черты братства общины его родителей-пиетистов, учебу в семинарии, становление его как писателя и мастера и т.д.

Нобелевская премия 1946 по литературе была присуждена Гессе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль», «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм».

После Игры в бисер крупных произведений в творчестве Гессе не появлялось.

Писал эссе, письма, мемуары о встречах с друзьями – Томасом Манном, Стефаном Цвейгом, Теодором Хайсом и др., переводил. Увлекался живописью – писал акварелью, вел обширную переписку.

Последние годы безвыездно жил в Швейцарии. Умер в Монтаньоле 9 августа 1962 во сне от кровоизлияния в мозг; похоронен в Сан-Аббондино. ...