КАЗАНЬ
В декабре 1876
года у Казанского собора человек 30 радикальных студентов и пара-тройка
представителей рабочей молодежи провели знаменитую "Казанскую
демонстрацию". На рубеже веков площадь у собора, предназначенная,
вообще говоря, для душеспасительных или патриотических размышлений,
стала традиционным местом столкновений студентов с дворниками и
казаками. Столкновения эти превратились в такую же неотъемлемую
часть городской культуры, как катание на вейках в масленицу или
поездки на Острова в белые ночи. Вот уж воистину свято место пусто
не бывает, и в начале 80-х годов нашего столетия здесь снова забурлила
молодая и нелояльная общественность.
Центром тусовочной
жизни Ленинграда "Казань" стала в первой половине 80-х
с появлением там хиппи. Расцвет этого движения пришелся на вторую
половину 80-х - начало 90-х, когда "Казань" стала известна
всей хипповской России. Сейчас быть хиппи более не модно, и все
меньше и меньше тусовщиков можно встретить на ступеньках или в сквере
у Казанского собора.
Для интеллигентного
старшеклассника начала 90-х годов не было ничего более престижного
и романтического, чем тусоваться на "Казани". Множество
молодых хайрастых (длинноволосых), увешанных фенечками (браслетами
из бисера) людей фланировало по Невскому проспекту, перетусовываясь
из одного места в другое. Любимыми их местами, помимо "Казани",
были ее зимний филиал - "Теплая труба" (подземный переход
под Невским проспектом около Думы), "Холодная труба" (подземный
переход около станции метро "Гостиный двор"), "Чайник"
(чайная на углу Садовой и Невского) и "Битломанник" (кафетерий
при булочной на Садовой). Обычный день тусовщика состоял из бесконечного
"стреляния" сигарет, заумных разговоров и постоянного
перемещения по Невскому: от одних уличных музыкантов - к другим,
от одной тусовки - до другой.
Конечно же,
петербургские хиппи с "Казани" начала 90-х сильно отличались
от американских конца 60-х. Практически все они жили дома с родителями
и приходили потусоваться лишь после школы. Про таких тусовщиков
существовал анекдот: "Встречаются два хиппи на "Казани"
и один спрашивает у другого:
- Ну что, нашел вписку (место, где провести ночь)?
- Нет, - отвечает другой, - а ты?
- Я тоже нет. Так что придется сегодня дома переночевать".
Настоящие, "системные",
хиппи относились к "Казани" с некоторым пренебрежением,
мол "резвится молодежь". Однако практически все, кто тусовался
в более закрытых тусовках, таких как "Ротонда" и "Свеча",
прошли в свое время через "Казань", потому что человеку,
еще не знакомому с этим миром, войти в него и попробовать хипповской
жизни можно было только через "Казань". Для одних это
было очередное увлечение, для других начало новой жизни.
Как ни странно,
наркотики не играли важной роли в жизни тусовки. Несмотря на близость
"точки" (место, где обычно стоит торговец наркотиками)
- она находилась "на Климате" (ныне заколоченном выходе
со станции метро "Невский проспект") - тусовщики довольно
редко куривали траву, а о более сильных наркотиках речь вообще не
заходила. Во многом это объясняется исключительной бедностью тусовки.
Естественными
врагами хиппов были панки и скинхеды, которые считали своим долгом
периодически появляться на "Казани", чтобы погонять "волосатых".
Однажды, после того, как панк отнял у одного из тусовщиков куртку,
миролюбивые хиппи решили дать им отпор, и разузнав каким-то образом
о предстоящем визите панков, раздобыли железные прутья и приготовились
к решающей схватке, однако в тот день панки так и не появились,
сорвав таким образом первое в истории вооруженное нападение хиппи
на панков.
Пожалуй единственным
примером тусовочного долголетия является легендарная Тата, которая
появилась на "Казани", наверное, еще лет 6-7 назад и которая
периодически там бывает до сих пор.
"Казань"
переживает не лучшие времена. Однако она еще существует и будет
существовать, покуда слово "хиппи" остается притягательным
для некоторой части петербургской молодежи.
Пчела
#6 (октябрь 1996)