Развитие, структура и сущность хиппизма.
Сегодня трудно найти сторонников хиппизма, которые называли бы себя "хиппи". Говорят: "я - волосатый", "я - пипл", "я - системный человек", "я - тусовочный человек", наконец, просто "я - человек", отказываясь от других обозначений. Причем все они понимают, что окружающими воспринимаются как хиппи, но не желают подпадать под это определение. Почему? На этот вопрос мы сможем ответить позже, проанализировав идеологию хиппизма. Сейчас же нам важно зафиксировать то, что, несмотря на отсутствие общепринятого самоназвания, существуют группы (объединения) неформалов данного типа, взаимосвязанные между собой и насчитывающие в общей сложности десятки тысяч сторонников, распространенные во многих крупных городах, имеющие двадцатилетнюю историю и субкультуру (контркультуру).
Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и главное - множество фольклорных историй ("телег", "системных анекдотов"), повествующих о деяниях легендарных хиппи. Участники объединений имеют многообразные личные связи (хиппи, даже из разных городов, всегда найдут общих знакомых), места сборищ ("тусовки") и квартиры ("флэты"), систему оповещения. Наконец, это движение опирается на достаточно разработанную контркультурную идеологию, впитавшую в себя (хоть и в примитивном, искаженном виде) элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых "бунтарей".
Первые хиппи появились в нашей стране в конце 60-х годов как результат увлечения в элитной молодежной среде (в значительной степени среди детей "выездных" родителей) очередной зарубежной модой - на внешний вид, музыку, а затем образ жизни. Поскольку хиппизм первоначально прижился в среде так называемого "хай-лайфа" (красивая жизнь), он долгое время оставался элитарным, немногочисленным. Но постепенно социальная база движения расширилась и "демократизировалась", так как доступ к зарубежным и отечественным источникам информации, записям музыки, предметам модной одежды и т.п. стал возможным также для подростков и молодых людей из других социальных слоев. Вместе с тем появился новый, более модный молодежный стиль - панкизм, усиливший эпатажные тенденции хиппизма и отказавшийся от его романтических мотивов. Исчезла элитарность, исчез эфект новизны. Одно время даже казалось, что хиппизм отмирает, однако уже с 1985 - 1987 гг. он вновь обретает силу.
Сегодня четко выделяются два слоя движения: так называемая "старая система" ("олдовые", "настоящие хиппи", "мамонты") и "новая система".
Старая система состоит из взрослых людей (вплоть до сорока лет), для которых хиппизм - это вся жизнь. В большинстве случаев эти люди не имеют постоянного места работы, семей. Среди них немало наркоманов, психически больных, деградировавших морально и физически.
Новая система объединяет в основном лиц в возрасте 14 - 20 лет. Они "совмещают" хиппизм с учебой, работой, не всегда придерживаются заповедей об образе жизни "настоящих хиппи", но зато отдают предпочтение атрибутике, сленгу и т.п. Новая система тесно соприкасается с панками, металлистами. Фактически она объединяет подростков "тусующихся" в центре города, которые используют самые разные контркультурные стили, так что часто даже трудно отнести их к определенному направлению. Старая же система контактирует в основном с неформальными группами социальной инициативы (экологистами и др.), со средой мистиков - последователями учений Агни-Йоги, П. Иванова, Я. Колтунова и т.д., наконец, с группами авангардистских поэтов, художников, рок-музыкантов.
Хиппи имеют четко установленные места встреч на улицах каждого крупного города (тусовки). В Ленинграде наиболее известны такие места, как "Сайгон", "Язва"; в Москве - "Гоголя", "Карман", "Турист", "Деревяшка". Последняя по времени возникновения тусовка называется "Вавилон" (кафе на улице Герцена в Москве). Обычно тусовка "работает" в течение всего дня (с 11 - 12 час. до 23 - 24 час., но максимальный сбор участников - с 17 - 18 час.).
Сразу обращает на себя внимание внешний вид участников тусовок: длинные распущенные волосы и у девушек, и у юношей, расчесанные на прямой пробор (как у Джона Леннона); старые, выцветшие джинсы в ярких, разрисованных заплатках, свитера до колен, куртки или старомодные пальто. Через плечо у многих перекинута брезентовая сумка (часто от противогаза), на ногах - стоптанные кроссовки или старые туристские ботинки. Некоторые ходят босиком.
Пестроту одежды дополняют украшения ("феньки"): значки, засушенные цветы, "куриный бог" (камень с дырочкой) и т.д.
На руках нанизано множество разнообразных браслетов: на одной - десяток ниток с бисером, на другой - деревянное кольцо; на щиколотках тоже красуется бисерная нитка, а на груди висит прямоугольный разукрашенный мешочек ("ксивник") для хранения денег и документов.
Во время тусовок хиппи беседуют, встречают знакомых, договариваются о делах, обмениваются информацией. Содержание бесед и их стиль хорошо отражены в песне, написанной хиппи по прозвищу "Папа Леша":
- Ну что там с Майком?
- Ну как там Дэйзи?
- А правда с найта
Свинтили в крэйзи?
- Ну что там с Билли?
Торчит все так же?
- Когда мы были Торчал, а как же...
- А что там с Э..?
- Да ништяк, наверно.
- А как там У..?
- Да, я слышал скверно.
- А где там О..?
-
Да, пожалуй, где-то.
- Да ты чего?
- Да ты сам про это...
- А вы откуда?
- Из Петрограда.
- Ах, да... И как там?
- Там все, как надо.
На тусовку также приходят иногородние хиппи, желающие "вписаться", то есть найти ночлег на "флэту". Флэт - это квартира, где нет посторонних и живут хиппи, которые всех "вписывают". Стены здесь обычно оклеены газетами, паркет разворочен, одежда и обувь валяются где попало, на полу расстелены спальники или тряпки. Везде, где только возможно, развешаны таблички, вывески, указатели, содержание и место размещения которых призваны свидетельствовать об остроумии хозяев. Например, плексигласовая вывеска "Запасной выход" перпендикулярно закреплена над дверью, так что стрелка направлена в потолок; в прихожей выставлен фанерный щит: "Место сбора участников". Пользуются популярностью плакаты антиалкогольного или антинаркотического содержания. Стены исписаны и разрисованы. Времяпрепровождение на флэту состоит в слушании записей, чаепитии, продолжении тусовочных разговоров. Желающие могут уединиться.
Опять вспомним "Папу Лешу": "Телеги, гонки, чай до рассвета" ("гнать телегу" означает рассказывать историю). Часто чай дополняется вином, водкой, наркотиками (по кругу пускается "косяк" - сигарета или папироса с "травкой"). С рассветом все ложатся спать, как правило, на полу, накрываются одеждой. На следующий день - покупка еды в складчину, посещение тусовки, возвращение компании в обновленном составе. И так день за днем.
Еще один обязательный элемент жизни хиппи - "трасса", то есть путешествия. Хиппи обычно продвигаются двойками, четверками, шестерками. Нужно как можно дольше проехать на электричке, выйти на большую трассу и здесь поймать грузовик (лучше всего "КамАЗ"). Шофер, которому скучно в пути, обычно доволен, что приобрел собеседников, и не требует денег. Если дорога сравнительно ближняя ("Питер", "Прибалтика"), хиппи обходятся сумкой с запасным свитером; на более продолжительных маршрутах (Крым, Кавказ, Средняя Азия, Дальний Восток) в большинстве случаев берут с собой рюкзак со спальником и палаткой. Если кончились продукты и деньги, хиппи рассчитывают на то, что их накормят случайные попутчики, деревенские жители, другие хиппи в городах и т.п. Не брезгуют они и попрошайничеством ("аском") у людей, кажущихся им отзывчивыми.
Один из наиболее престижных маршрутов в среде хиппи - это Улан-Уде, где недалеко от города находится достаточно известный у нас буддистский монастырь. Или их путь лежит на Алтай, что связано с нетрадиционным религиозным учением "Агни-Йогой" (в среде хиппи бытуют легенды, что на Алтае существуют общины "агников" или что легендарная школа Шамбола - община просвещенных "учителей" переместилась туда с Тибета). Сегодня Алтай привлекает также хиппи, участвующих в экологическом движении: они протестуют против постройки Катуньской ГЭС.
Также престижно путешествие в Среднюю Азию, где по легендам можно найти суфиев (мусульманских мистиков). Правда, суфиев вряд ли кто из хиппи видел, но сама по себе Средняя Азия - идеальное место для хипповских путешествий в связи с климатическими условиями и традициями гостеприимства. Кроме того, хиппи надеются достать там "травку" (наркотикосодержащие растения).
На излюбленных хиппи маршрутах нередко организуются хипповские "коммуны". Это понятие не менее важно для характеристики образа жизни участников "системы", нежели "тусовка", "флэт", "трасса". Одна из более или менее постоянно действующих коммун существует около Пицунды (так называемое "Третье ущелье"); еще несколько - в Крыму (около Коктебеля, Гурзуфа), в Латвии (на реке Гауя). Время от времени возникают временные "коммуны" и в других местах, в том числе подмосковные.
Коммуна - это палаточный лагерь или несколько лагерей. Некоторые хиппи приезжают в них весной (с наступлением тепла), а уезжают только осенью. Они и организуют лагерь в качестве "хозяев". Другие обитатели (гости) коммуны приезжают на несколько дней. Время препровождения обитателей лагеря почти ничем не отличается от жизни на флэту.
Итак, хипи реализуют четыре основные формы времяпрепровождения: в городе - это тусовка и флэт, за его пределами - трасса и коммуна. По идее, ничем другим хиппи и не должен заниматься (по крайней мере, постоянно). В реальности же одни ("олдовые") все время "тусуются", зимой перебираются с флэта на флэт, летом путешествуют; другие ("пионеры") лишь на время включаются в хипповскую жизнь - например, подросток убегает из дома и неделю живет на флэту, в остальное время он учится или работает, ведет обычный образ жизни, ограничиваясь поддержанием контактов с другими хиппи на "тусовках".
Нормы хипповской субкультуры достаточно жестки: четко очерчен круг разрешенных действий, приемлемой одежды, "правильного" отношения к жизни - все остальное вызывает осуждение и отторжение. Можно говорить в этой связи о существовании некоего образа "идеального" или "настоящего" хиппи, ориентируясь на который должен выстраивать свое поведение каждый член "системы". Но, как уже отмечалось, действительное поведение многих из них, внешне признающих эти нормы, существенно отличается от общепринятого в этой среде (особенно у "пионеров").
Где зафиксирован образ "настоящего хиппи"? Во-первых, во внешнем облике и образе жизни наиболее авторитетных членов "системы". Во-вторых, в многочисленных полуправдивых и выдуманных историях, повествующих о действиях легендарных хиппи. В-третьих, в песенном фольклоре. Хиппи помнит, какую одежду можно носить, какие украшения использовать, какие выражения, жесты, позы создают нужный эффект, наконец, какие поступки и происшествия хорошо вписываются в желаемую роль.
Образ "настоящего хиппи" легко выделяется при анализе рассказов членов движения о своем жизненном пути. Можно заметить, что они тяготеют к единой схеме: вначале жизнь разворачивалась в атмосфере абсолютного благополучия, потом возникало чувство неудовлетворенности, которое постепенно возрастало и достигало критической точки. Она и оказалась моментом прозрения, с которого и начинается собственно хипповская биография. В результате прозрения приходит понимание того, что необходимо отречься от старых ценностей, порвать с миром привычных вещей и отношений. Так начинается второй этап в жизни хиппи - этап ухода. Третий, идеальный этап - полное освобождение от "шелухи" внешнего мира, некое благостное состояние, апофеоз свободы, любви, гармонии и слияния с природой.
Истории жизни "до прозрения" отличаются одной особенностью: настойчиво подчеркиваются детали, фиксирующие высокий статус семьи и уровень жизни рассказчика, от которого он отказался (ответственное положение родителей, многокомнатные квартиры, автомобили, дачи, хождения в рестораны, успех у девушек и т.д.). Смысл всех этих деталей один - было что терять, избирая путь хипповского нищенства и бродяжничества. Столь же настойчиво рассказчики повествуют о собственных незаурядных способностях, при наличии которых были открыты все дороги. Но не захотелось "торговать собой": печатать свои стихи, делать карьеру, "пять лет слушать ерунду в институте"... Большинство хиппи убеждает при этом себя и других, что их "таланты" сохранились и при желании они смогут добиться фантастического взлета: прославиться на музыкальном поприще, стать великим поэтом современности и даже совершить восхождение на Джомолунгму. Иногда присутствует идея реванша:
"Спешите, обгоняйте,
Мне дела нет до вас,
На финише я буду,
Когда настанет час".
Так пишет "системный" поэт, художник и музыкант Сольми.
Весьма значимы и рассказы о возникновении и протекании душевного кризиса, приносящего ощущение тупика и безысходности. А поскольку будущий хиппи тогда еще не знал пути прозрения, он испытывал стремление к разрушительным действиям, в основном по отношению к окружавшим его "предметам роскоши". Часто можно услышать, например, истории о том6 как был разбит отцовский автомобиль, порезана дорогая одежда, изуродован внешний облик и т.д. Далее рассказывается о попытках расстаться с семьей (своей или родительской), обстоятельства ухода из учебного заведения и, наконец, даже о попытках покончить жизнь самоубийством. Рассказывается и о том, что человек в ситуации кризиса запирается дома, никуда не выходит, ни с кем не общается, целыми днями неподвижно сидит на полу, обхватив руками колени или без конца повторяет однообразные действия, например, кидает кусочки пластилина в стену, щиплет гитарную струну и т.п. В "классических" повествованиях отмечается, что окружающие, естественно, воспринимают поведение человека, переживающего кризис, как ненормальное и порой это приводит к вмешательству психиатров - по настоянию родственников будущий хиппи оказывается в больнице.
Период кризиса спроецирован в идеальном образе хиппи следующим образом: настоящим хиппи может быть только тот, кто пережил подобный кризис, чему желательны материальные свидетельства (диагноз, шрамы на венах). Хиппи как бы "предъявляют" друг другу "знаки" своих кризисов, делясь воспоминаниями о них. Когда кризис позади, это может выражаться к готовности своего рода истерическим всплескам. В частности, хиппующие девушки легко срываются на крик, слезливы, расторможены в поведении. Готовность к истерическим всплескам может принимать и другие, поощряемые в среде хиппи, формы. Так, например, для члена "системы", уже пытавшегося покончить с собой в период кризиса, размышления и разговоры о самоубийстве становятся привычными, в "сложной" ситуации он демонстрирует "сиюминутную готовность" к нему. Серьезный след в психике и поведении хиппи оставляет и пребывание в психиатрической больнице. Ему уже не страшно в глазах окружающих выглядеть "психом". Более того, он сам демонстрирует свою "особенность". В таких случаях исчезает свойственная людям боязнь изменения своего "Я".
Готовность к кризисному поведению время от времени актуализируется. Ведь период надежд и планов (создать музыкальную группу, организовать коммуну и т.п.) быстро сменяются разочарованием, которое вновь сопровождается истерическими всплесками. Биография воспроизводится на каждом новом витке: кризис - критическая точка - этап отречения.
Легче всего этап отречения можно начать физически удалившись из той обстановки, которая определяла предыдущую жизнь. Отсюда - тема путешествий, пронизывающая хип- идеологию. Что такое путешествие для хиппи? В идеале, такое путешествие не имеет конкретной цели, маршрута, никак не ограничено во времени, свободно от каких-либо бытовых ограничений. Рассказываются в этой связи легенды о том, как выйдя вынести мусорное ведро на лестничную клетку, человек неожиданно для себя отправляется в странствие.
Интересны и бытующие в "системе" сюжеты о том, как хиппи ходят по горам без снаряжения, без теплой одежды, босиком, преодолевая любые препятствия. Показателен, в частности, следующий рассказ.
Однажды в горах хиппи сталкивается с группой альпинистов, который интересуются, как он здесь оказался. Он показывает в ту сторону, откуда пришел. Альпинисты крайне удивлены: "Но там же нет прохода!.." Отметим, что в таких рассказах опускается описание трудностей пути. Получается, что человек шел-шел и незаметно для себя преодолел непроходимый участок, пропасть. Точно так же и государственные границы не выступают препятствиями в рассказах хиппи: распространены истории о паломничестве в Индию, Тибет и т.д. Полная победа над своим телом - это идеал. Но бытуют истории и о страданиях и лишениях в пути, это, однако, не противоречит сказанному, поскольку воспринимается слушателями как свидетельство того, что рассказчик уже порвал с благополучием, но еще не "избавился" от потребностей. И поэтому ему приходится голодать, сутками "голосовать" проезжающим машинам, спать на земле и так далее.
Формируется образ хиппи-путешественника: ни дома, ни вещей, ни денег, одежда постепенно изнашивается, отрастают волосы, борода. Так создается внешний облик хиппи, который в идеале никуда не возвращается, его жизнь проходит на дороге. Конечно, лишь небольшое число членов "системы" действительно следуют этому идеалу. Большинство же довольствуется короткими летними вылазками, испытывая при этом, однако, достаточно глубокие переживания.
Согласно требованиям хип- идеологии, ее адептам необходимо "выписаться" из структуры общества, чтобы ничто не манило назад и путешествие могло продолжаться без конца.
Первое - уйти из родительской семьи. Создание собственной семьи в полном смысле этого слова тоже нежелательно. Это не значит, что члены хип- системы не вступают в любовные связи, не ведут совместного хозяйства, не могут иметь детей. Но такое сожительство чаще всего не регистрируется и, как правило, оказывается недолговечным. Само отношение к браку у хиппи весьма специфично. Вот несколько строк из песни Умки, которая является своего рода бардом хип- системы:
"Он клянчит деньги на пельмени,
Он их тратит на портвейн "Агдам",
Он кочует по разным городам,
Спит по пригородным поездам,
Две жены с тремя детьми
Идут по его следам".
Брак для хиппи вовсе не повод перейти к оседлому образу жизни и не обязательство материально поддерживать и воспитывать детей. Он стремиться ничего не менять в образе жизни. Если фактическая семья распалась, это редко переживается как трагедия и совсем уже не принято демонстрировать какие-либо горькие чувства. Бывшие супруги, встречаясь, общаются друг с другом по-дружески.
Размыто само понятие отцовства. Дело даже не в том, что подчас трудно установить, кто отец ребенка, а в том, что это вряд ли кого-нибудь интересует. Что же касается матерей-хиппи, то возможны два варианта: ребенка или отдают на воспитание бабушке и дедушке, или возят с собой.
Один из основных лозунгов хиппи "всеобщая любовь", по сути дела оборачивается своей противоположностью. Ведь обычно люди реализовывают свою потребность любить избирательно через чувств к близким, родным, друзьям. Хиппи же, декларируя, что питают любовь ко всем, по существу, декларацией и ограничиваются. Ведь не может быть, например, "любимой девушки", если объявляется, что все девушки - любимые! В результате по самоощущению хиппи, любящий всех и любимый всеми, всегда одинок.
"Я был один,
Я был один всегда,
Менялись вещи, лица, города,
Со мной была гитара и звезда.
Я был один всегда,
Я был один,
Как время под стеклом,
Ходил от дома к дому, а потом
Туда, где оставляли до утра.
Я был один всегда.
Безродный пес по улицам бродил
Одно терял, другое находил,
И не имел ни дома, ни угла.
Он был один всегда.
Я был один..."
В идеале отвергаются и такие элементы, вписывающие человека в социальную структуру общества, как деньги и документы. Вот характерный рассказ: "Иду по Питеру: подходят мальчик с девочкой: худенькие, продрогшие, курточки короткие, свитера длинные. Гонят что-то: "Найтали в парадняке, денег ни копейки". Ну я им выгреб все, что у меня было, ...копеек семьдесят". Из этого рассказа видны масштабы "денежный" операций, производимых хиппи (счет идет обычно на копейки); подчеркивается и пренебрежительное отношение к ним, то, что деньги должны добываться и тратиться без особых усилий, легко. Одобряемый способ их получения - уже упомянутый "аск", или попросту говоря, попрошайничество. Время от времени хиппи приходится устраиваться на работу, но ненадолго. В этой среде одна из ведущих ориентаций - взаимовыручка: поделиться последним куском хлеба, отдать последнюю копейку.
Что касается паспорта, то лишь немногие хиппи решаются расстаться с ним или уничтожить его, хотя наличие документа, удостоверяющего личность, а тем более прописки вступает в наибольшее противоречие с идеальным образом хиппи. Выписаться и больше нигде не прописываться, сжечь паспорт - этот выход скорее проповедуется, чем используется. Реальная позиция в подавляющем большинстве случаев - демонстрация среди "своих" отторжения от той личности, которую удостоверяет паспорт. На вопрос: "Ты откуда?" хиппи отвечает примерно так: "Сейчас из Москвы, ксива у меня на Минск, собираюсь в Питер". Этой фразой "волосатый" вроде бы признает наличие у себя паспорта и прописки, но одновременно подчеркивает их условность, свою независимость от них и реальных обстоятельств своего существования. Паспорт нужен только для того, чтобы избежать затруднений в пути.
Вообще человеку, решившему стать "настоящим хиппи", предстоит существенно преобразовать свою личность, уничтожить многие структуры "Я".
Попав в хип- систему, ее участники как бы теряют имя, данное им при рождении, и получают новое. Откуда оно берется? В ряде случаев его придумывают окружающие, в память какого-либо события или подчеркивая какие-то черты характера того, кто будет его носить. В других случаях сам "волосатый" придумывает себе новое имя. Как правило, имена собственного изобретения не слишком объективно отражают характер своего владельца, а скорее тяготеют к некоторой романтической красивости (Пьеро, Сталкер, Солнышко, Шаман, Гуру). Нередко русские имена переделываются на иностранный манер: Андреи становятся Энди или Анжеями, Борисы - Бобами, Михаилы - Мишелями и т.п.
Хип- идеология требует полного стирания из памяти подлинного имени, фамилии, отчества, считая их закрепленными за человеком знаками, под которыми он существует в сознании родителей, учителей, всех с кем общался до того, как попал в "систему". Поэтому отказаться от них - значит "закрыть" представления, которые сложились о человеке вне "системы". В реальности, конечно, сохраняются два имени: одно - для "системы", другое - для семьи, учебных заведений и т.п.; они существуют как бы в параллельных плоскостях, помогая размежевать два образа: "Я" в "системе" и "Я" в миру. Создается два действующих лица и предполагается, что одно из них не может нести ответственности за поступки другого.
Формирование членами "системы" своего образа, соответствующего новой роли, конечно, не сводится ни к изменению имени, ни к изменению внешности. Длинные волосы, "фенечки", джинсы в заплатах - это лишь обрамление существенной внутренней метаморфозы, которая состоит прежде всего в размывании собственного "Я". Например, соответствие образу "настоящего хиппи" предполагает стирание половых различий: длинные волосы, джинсы, украшения носят и юноши и девушки. Ни один хиппи-мужчина не станет заниматься "накачкой" мышц, зато предъявит к своему внешнему виду определенные эстетические требования, скорее свойственные женщинам (вопреки распространенному мнению, хиппи-мужчины уделяют много заботы и внимания своим волосам, нередко вышивают одежду, тщательно подбирают украшения из бисера и керамики). Хиппи-женщина, напротив, небрежно относится к своей внешности: косметика почти не используется. Равнодушно она воспринимает и антисанитарные условия, в которые часто попадает.
Стирание половых различий можно наблюдать и в поведении. У хиппи отсутствует культ "настоящего мужчины": они не только не решают конфликты кулаками, но не позволяют себе сколько-нибудь резких выпадов в адрес друг друга. В случае конфликта с представителями агрессивных групп неформалов обычно избирается непротивление. Решительность и энергичность также не входят в систему их духовных ценностей. Нет ярко выраженного стремления к лидерству: опытный хиппи, путешествующий с "пионером" (новичком), не будет общаться с ним авторитетным тоном, но в то же время не возьмет на себя ответственности за него. Не принят в этой среде и такой важный элемент мужского поведения, как ухаживание, настойчивость, какие-то особые знаки внимания по отношению к женщине. В общении с женщинами хиппи-мужчины соблюдают меньшую дистанцию, чем обычно принято, эти отношения носят более раскованный характер, но они скорее братско- сестринские. Существует распространенное мнение о повышенной сексуальности и половой распущенности хиппи. Оно в какой-то мере оправдано в смысле частой смены половых партнеров. Но секс для "настоящих" хиппи во многом лишен своего эротического характера и оказывается в одном ряду с демонстрациями "всеобщей любви" к природе, ко всем людям, к Богу. Американский психиатр О. Гутманн назвал это "размытой чувственностью".
Возраст "настоящего хиппи" столь же неопределен, как и пол.
Молодость в нашем сознании ассоциируется с большими планами и надеждами, мечтами, боевым задором. Ничего этого мы не увидим у хиппи. Они не стремятся кем-то стать - достаточно "просто быть". Их образ жизни - это своего рода "проистекание", деятельность осуществляется не ради ее плодов, а ради самого процесса. Поэтому, когда процесс перестает приносить радость, деятельность прекращается. Незачем, полагают они, напрягать волю, прилагать усилия, работа должна быть "в кайф", а не "в лом". Такое же отношение существует и к жизни в целом: "нельзя идти против своего кайфа". Нет и культа физического здоровья, а скорее распространен "стариковский" подход: "жив - и ладно".
С другой стороны можно обнаружить и культивирование инфантильности: "Меня долго не было в Москве, - рассказывает один "волосатый" другому, с которым только что познакомился на чьем-то "флэту", - а теперь я вернулся и узнал, что у меня родилась дочь. И вот я купил ей "Бебимикс" и уже неделю иду-иду, а домой все никак не могу попасть, потому что по дороге захожу ко всяким хорошим людям. Уже половину пачки "Бебимикса" съел".
Инфантильность можно проследить и в таких элементах быта, как употребление в пищу детских молочных смесей, нарочитое проявление детской наивности, бесхитростности, непрактичности. Эти качества существуют на фоне реальной взрослости. Легенды же повествуют о полном впадании в детство, как это описывается в песне группы "Россияне", которая так и называется "Бегство в детство" и рассказывает о внезапно исчезнувшем человеке. Нашли его спустя какое-то время в детской песочнице, и врач, к которому его привели, лишь разводит руками и говорит, что ничем не может помочь.
Говоря о возрасте участников хип- системы, можно отметить, что этап зрелости ими не приемлется, поскольку он характеризуется активностью, определенностью, включенностью человека в жизнь общества. Хиппи предпочитают младенчество и старость, так как в эти периоды человек еще (или уже) никто.
В целом можно сделать вывод о том, что хиппи стремятся отказаться от всех конкретных характеристик своей личности ("я не мужчина, не женщина, не старик, не ребенок, не имею профессии, семьи, у меня нет закрепленного места в социуме..."). Чтобы довести эту тенденцию до логического конца, требуется отказаться и от самого названия "хиппи", что и делают участники движения. За двадцатилетнюю историю движения оно несколько раз меняло свое название при неизменном образе жизни и идеологии: от хиппи к "системе", от "системы" к просто "волосатым" и, наконец, к отказу от самоидентификации: "Я никто, я просто человек".
Но чтобы окончательно расправиться со своим "Я", человеку нужно стереть координатную сетку, разграфляющую его сознание, выйти в "иную реальность", отправиться в "психоделическое путешествие". Наиболее эффективное средство для этого - наркотики.
Характерно, что при первых приемах наркотиков возникают особые феномены, которые можно трактовать как попытки "Я" сохранить себя ("Со мной ничего не происходит, я нормален, я такой же, как всегда. Только вот мир какой-то странный"). Человек пытается отметить момент "прихода", стремится отделить галлюцинации от реальности, не забывая о том, что он принял наркотик. И только по мере укоренения привычки к наркотикам раздвоение исчезает, наркоман целиком погружается в мир галлюцинаторных ощущений.
Не только наркотики оказывают подобное воздействие на психику. "Путешествие в иную реальность" хиппи могут осуществлять и при помощи так называемой "психоделической музыки". Это музыка, которая, с одной стороны, написана в состоянии наркотического опьянения, с другой - ведет к измененному состоянию сознания при ее прослушивании. Четкий ритм, многократное повторение одной музыкальной фразы, непривычные звуки электронных инструментов, повышенная громкость - все это приводит подготовленную личность к тем психическим эффектам, которые свойственны наркотическому опьянению.
Причем, для хиппи не так уж обязательны специальные средства, чтобы "путешествовать в иную реальность". Их образ жизни сам по себе обладает определенным психоделическим воздействием за счет отсутствия структурированности, каждодневной обязательной деятельности, потери чувства времени и временных циклов.
"С утра было лето,
А теперь зима,
Наверно, мой ревер
Сошел с ума".
(Б. Гребенщиков)
Мы уже касались своеобразного отношения хиппи к психическим заболеваниям: такой диагноз не только не является позорным клеймом, но даже бывает предметом гордости, так как психически больной человек "путешествует" постоянно, не нуждаясь в каких-либо дополнительных средствах. "Любимое" психическое заболевание хиппи - шизофрения. Оставив в стороне ее подробное клиническое описание, обратимся к тем диагностическим признакам, которые определяют такое предпочтение. Здесь можно выделить два момента. Во-первых, шизофреник психологически не понятен - то, почему он радуется или печалится, необъяснимо с точки зрения стороннего наблюдателя. Шизофреник производит впечатление инопланетянина, лица, как будто существующего в другом измерении и потерявшего контакт с окружающими. Второй характерный момент - выхолощенность и одновременно нестандартность мышления.
Примечательно, что описанные характеристики шизофрении без изменения включены хип- идеологией в образ "настоящего хиппи", но при этом они особым способом осмысленны: аутизм как самодостаточность, выхолощенность как способность "прогонять телеги" (нестандартно говорить). В лексикон хиппи включено множество абстрактных понятий (например, "бог", "любовь", "дхарма", "карма"), они нагромождаются одно на другое, остается только "словесная шелуха", не наполненная реальным содержанием. А за счет этой реальной ненаполненности возникают самые странные и непредсказуемые сочетания.
Таким образом, все описанные нами способы "путешествия" вызывают сходные состояния. Главная черта их - частичная или полная потеря чувства реальности, размывания "Я". Для хиппи наркотики, рок и психическое заболевание - явления одного порядка. В этот ряд входит и смерть. В мифах хиппи эти понятия всегда сочленены друг с другом. Переживания, возникающие под воздействием психоделиков, настолько призрачны, зыбки и одновременно захватывающие - реальность вне времени и пространства, где уже нет "я" и нет "ты" - что невольно приходит на ум состояние смерти. Переход в этот зазеркальный мир стертых граней - идеальная цель хиппи.
Все сказанное нами иллюстрирует идею ухода и отказа, занимающую центральное место в идеологии хиппизма. Однако идеология была бы не полной, если бы в ней не присутствовала и тема возрождения. И мы действительно найдем ее в фольклоре хип- системы, хотя и в менее проработанной форме. Перейти к этой теме нам поможет один из постулатов хиппизма - естественность. Жизнь представляется в хип- идеологии некоей рекой, единым потоком, не зависящим от воли пловца. Если другие не понимают этого, пытаясь плыть против течения или прибиваются к берегу, то настоящий хиппи умеет отдаться потоку и не сопротивляться ему:
"Возьми меня к реке,
Положи меня в воду,
Учи меня искусству быть смирным"
(Б. Гребенщиков)
"Искусство быть смирным" достигается отказом от внешней активности (чего-то добиваться, суетиться) и особенно от активности внутренней (перестать желать, планировать; гадать, куда река тебя вынесет). Имеется в виду не отказ от всех желаний вообще, а отказ от долгосрочного планирования (желания должны удовлетворяться по мере их возникновения, не взирая на последствия). Подчеркивается и роль случайности, судьбы, фатальной неизбежности.
"Отдаться потоку" - значит верить, что в результате поток вынесет туда, куда нужно, и, подчиняясь ему, люди распоряжаются своей судьбой наилучшим образом.
Один из атрибутов возрождения - умиротворение, благостное состояние. Эта умиротворенность часто мотивируется особым контактом с природой, отношением полного взаимопонимания с ней:
"...Любовь травы
Не меньше твоей любви,
Забудь о словах и стань травой..."
К миролюбию примыкает непротивление, пацифизм. Это понятие в хип- идеологии несет особую смысловую нагрузку, включая в себя весь спектр от религиозного толкования ("подставь другую щеку") до протеста против ядерной угрозы в современных условиях.
С идеей возрождения через приобщение к природе тесно связана и тема мистических и экстрасенсорных способностей. Любопытна в связи с этим одна из трактовок роли длинных волос. Процитируем хипповский манифест "От Системы к Богу": "Испокон веков все бунтари, протестовавшие против чрезмерной рационализации общественной жизни, многие люди творчества - художники, музыканты, поэты - не слишком-то жаловали парикмахерские, Недаром женщина, которая, как принято считать, обладает более развитой по сравнению с мужчиной интуицией, по традиции носит длинные волосы. Дело в том, что волосы - это отнюдь не никчемный рудимент, доставшийся человеку от его обезьяноподобных предков. Ничего подобного! Волосы, если истолковывать их чисто материалистически, - это как бы антенны, позволяющие улавливать тончайшие колебания физических, а также, естественно, биогенных полей".
Вообще для всех хипповских "документов" характерно сочетание беспредельной наивности и наукообразия. Приведем, для примера, цитату из рассказа одного члена хип- системы, в котором очень четко представлена идея мистического могущества "настоящего хиппи":
"Внезапно он ощутил ноющую боль в области сердца, остановился и стал прислушиваться к своим ощущениям... Сердце болело потому, что в это самое время Синица лаялась с родителями, на соседней улице проезжавший грузовик сбил женщину, получивший вчера просветление Флавий, отчаявшись донести до своих приятелей то, что открылось ему, хлопнул полбутылки водки и теперь лежал, покаранный жестокой головной болью, на Солнце образовалось большое пятно (магнитная буря еще не донеслась до Земли, но сердце уже чувствовало ее), его собственная, давно покинутая жена собиралась лечь в постель с отъявленным мерзавцем, у Лай-Це произошли крупные неприятности на работе, в кустах неподалеку жирный рыжий кот задушил рискнувшую выбраться на свет Божий мышь..."
Далее следует описание того, как все встреченные предметы помогают главному герою добраться до девушки, которая его ждет: открытый лифт уже стоит на этаже, телефонная будка свободна, даже "двушка не проваливается" и, наконец: "Трамвай и Стрейнджер подошли к остановке одновременно. Он уже привык к этому. Куда бы ни шел Стрейнджер, сколь редко ни ходил бы нужный ему автобус или трамвай, - на остановке они появлялись совершенно синхронно. Ритм его собственных передвижений совпадал с ритмом движения общественного транспорта...
В полупустом трамвае Стрейнджер сразу обратил внимание на девушку, сидевшую у окна. Девушка устало прислонилась щекой к стеклу, лицо ее было печальным. Стрейнджер сел справа от нее, один на двухместном сиденье. Он сконцентрировался и пытался послать девушке импульс теплоты и дружеского участия, слегка помогая себе пальцами рук. В кончиках пальцев появилось знакомое покалывание - энергия пошла. Теперь их соединял узкий направленный биоэнергический луч. Но был ли он промодулирован тем состоянием, которое Стрейнджер хотел донести до девушки? По лицу ее пока невозможно было это определить. Мимоходом он послал мощный импульс сгорбленной старушке, проковылявшей в проходе, и снова сконцентрировался на девушке. Стрейнджер закрыл глаза, чтобы не отвлекаться на посторонних (хотя изнывающая под тяжестью двух здоровенных сумок старушка, конечно же, не была посторонней и вовсе не случайно появилась она в поле зрения его)". И так далее вплоть до концовки: "На улице минус, ветер, темнота, а он стоит, держась за решетку, голый, волосы длинные, по ветру развиваются, и странно так на храм наш смотрит. Не иначе как Господь наш Иисус Христос явился в этот грешный мир, - рассказывал на утро церковный сторож. Через два дня он уже больше там не работал".
Приведенные цитаты позволяют выйти на еще один вывод, очевидный, если рассматривать хип- идеологию в целом: используемые в ней образы пронизаны религиозной тематикой, связанной с идеей преодоления соблазнов: богатства, власти, благополучия - и вступления на "Путь отречения". "системный пипл" (т.е. люди, которых до известной степени можно назвать ортодоксальными последователями хиппизма) единодушно ополчился на манифест Сталкера, где содержался призыв работать, не использовать наркотики, не злоупотреблять лозунгом "свободная любовь". Другими словами, предлагалось приближение к "цивилу", или "обмирщение" хипповской идеологии. Все это было воспринято как покушение на чистоту вероисповедания.
Дихотомия умирания и возрождения тоже заимствована из религии. В христианстве соответствующий этой идее символ - распятие и воскресение, в буддизме - нирвана, одновременно смерть и освобождение. Примечательно, что события из классического образа и биография участников "системы" принимают пролонгированный, растянутый во времени характер - медленное умерщвление плоти, как бы самораспятие и стирание собственного "Я" может занимать всю жизнь хиппи.
С точки зрения религиозных идей вполне объяснимо и отношение хиппи к шизофрении. Есть люди, которым не требуется "Путь" - они уже пребывают там, куда остальным предстоит добираться. Отсюда извечное представление о блаженных и юродивых как о "Божьих людях".
Эклектизм хип- идеологии, наличие в поведении ее приверженцев комплекса стереотипов (внешний вид, атрибутика, сленг и т.д.) не исключает динамизма "системы", наличия достаточно противоречивых тенденций и течений в ее среде, изменения соотношения элементов контркультуры и общей культуры. Эти процессы существенно влияют на структуру и содержание хип-системы, которая в глазах подростков и молодых людей привлекательна потому, что предлагает им доступные способы ухода от кажущихся тупиковыми жизненных ситуаций. Поэтому и нельзя сейчас ставить точку на изучении хип-идеологии: исследователи и практики должны постоянно располагать данными об изменении этого течения, чтобы учитывать их в программах социального воспитания молодежи.
А.И Мазурова, психолог
М.В. Розин, психолог
|