Статья опубликована под рубриками: Стиль жизни, Хиппи

Александр Слободян

Миф о всеобщей любви

FreeTime > 2003 > №12 - декабрь

Что бы ни говорили сегодня о хиппи, как бы ни смеялись над их наивностью, идеализмом, эти люди создали значительную культурную нишу. И в отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни, который имел под собой основу и опору.

Хиппи. С чем ассоциируется у нас сегодня это слово в первую очередь? Конечно же, с фенечками и длинными волосами. С линялыми джинсами в заплатах и вышитыми бисером цветами. В литературном смысле - это Керуак, Берроуз, Родов (? - недуомение hippy.ru). В философском - различные мистические традиции Востока. А слово, которое может соответствовать им, - любовь.


Понятие "хиппи" (от английского "to be hip" - знать, понимать толк) впервые появилось в заголовке "Сан-Франциско Икземинер" и вскоре стало наиболее популярным обозначением движения хиппи. Что любопытно, даже в русском языке слово "хипповать" появилось значительно раньше, чем собственно "хиппи".


Первые хиппи появились в принадлежавших некогда битникам колониях. Движение очень быстро распространилось по Америке, повергнув при этом в шок западный мир своими масштабами. Тысячи молодых людей уходили из дома, порвав при этом с устоявшейся, обыденной жизнью. Они хотели иных взаимоотношений между людьми, таких, в которых не было бы места расчету, чтобы человека принимали и любили таким, какой он есть.


Они были мягкими, дружелюбными, чувственными, исполненными какого-то солнечного оптимизма, способными радоваться чуть ли не всему прекрасному на свете - будь то лунная дорожка, пушистое животное, музыка или танец. Одетые, как правило, в изношенные, залатанные, выцветших тонов джинсы, с яркими всплесками цвета на рубашке, с разнообразными нашивками, фенечками... Амулеты, талисманы, декоративные элементы были их непременной атрибутикой. Кроме того, экипировка часто включала в себя спальник, гитару или губную гармошку.


И прежде всего символом хиппи были цветы. Вышитые бисером, нарисованные, заткнутые в волосы... "Цветы существуют сами по себе и не вредят никому" - поэтому они были равнозначны жизни и любви.
Однако одно из основных различий между хиппи и обычными гражданами крылось не в атрибутике, а в неприятии предложенной, а подчас и навязанной государством системы общественных отношений. Им не хотелось, подобно родителям и многим знакомым, гнаться исключительно за материальным благополучием, становясь марионетками в руках политической и социальной системы. И, прежде всего, неприятие окружающего не носило абстрактный характер, принцип банального сочетания отрицания и паразитирования на отрицаемой системе осуждался хиппи.


Конечно же, любой мало-мальски трезвый анализ философской системы хиппи скажет о ее несостоятельности, по крайней мере - в нашем обществе. Однако упрямые "длинноволосые" этому верить не хотели. Нет войне, да здравствует любовь! И, вдохновленные этими идеалами, хиппи пытались создать такую систему, при которой они будут чувствовать себя хорошо, свободно и смогут жить полноценной жизнью.

 

На грани искусства и протеста


По стране прокатилась настоящая волна песенных фестивалей, толпы людей собирались во множестве американских городов. А особую известность приобрела вудстокская встреча. В августе 1969 года в 150 километрах от Нью-Йорка под лозунгом "Любовь, мир и братство" прошел трехдневный фестиваль искусств и музыки.

Устроители рассчитывали на количество зрителей, примерно равное 200 тысячам, однако на самом деле их оказалось более 400 тысяч человек. Еще около 250 тысяч так и не смогли добраться до фестиваля, потому что их машины застряли в пробках на дорогах, и опоздавшие были вынуждены остановиться на обочинах дорог и в лесах.

Хиппи же явились и причиной множества демонстраций, направленных против войны во Вьетнаме, которые охватили всю Америку. "Любовь, а не война!" - кричали плакаты, то же твердили демонстранты.

Движение быстро распространилось, постоянно что-то приобретая и теряя, и в странах Старого Света. Однако вслед за огромным подъемом пошел достаточно резкий спад. Отчасти это связывалось с пережитым кризисом, который возник при столкновении с окружающей действительностью, отчасти - с распространением в среде поздних хиппи не только легких, но и тяжелых наркотиков.

Вообще наркотики (это были преимущественно галлюциногены и, конечно же, марихуана) по мнению многих хиппи помогали расширить сознание, иначе взглянуть на мир. Широкое распространение марихуаны в их среде достаточно тесно связало хиппи с растаманами, вплоть до того, что часто эти понятия понимаются как синонимичные.

Вопрос наркотиков вставал в зависимости от отдельной коммуны или участников движения. И для одних это было просто еще одной степенью свободы, а для других - превращалось в самоцель. Ведь та же марихуана приносит здоровью вред, соразмерный с курением обычных сигарет, и не вызывает физиологического привыкания, что и объясняет факт легализации ее в ряде стран. Однако у каждой медали есть и обратная сторона - под частым или длительным воздействием даже легких наркотиков в мозгу начинают образовываться новые, часто заметно иные связи. В связи с этим сам человек может очень сильно измениться. Кроме того, считают, часто не безосновательно, что легкие наркотики - первый шаг к тяжелым...

Свои основные идеи хиппи почерпнули из религий Востока и христианства, сюда же были примешаны коммунизм и социализм. Подобное невероятное сочетание оказалось не только жизнеспособным, но и увлекло за собой множество людей. Идеалом было общество равенства, где основой человеческих отношений будет любовь. А главной чертой движения - духовный поиск "своего", находивший выражение в творчестве.

Именно поэтому многие хиппи говорили о том, что творческому человеку просто некогда протестовать. Он занят делом.

Между хиппи постоянно циркулировала информация, касающаяся духовной проблематики, музыки вообще, различная религиозная и философская литература, общие сведения по тому или иному вопросу. А в творчестве отражались основные идеи и нравственные ценности хиппи. Им удалось создать новое искусство, главной категорией которого стала спонтанность. В концертной импровизации это был Хендрикс, в спонтанности рисунка - Уорхолл, текста - Дилан с его романом "Тарантул".



Пацифик и фенечка (о как! и у них есть такая парочка; только кто мальчик, кто девочка? - прим.hippy.ru)


Сложно было бы представить хиппи без этих атрибутов. Существует несколько мнений о том, что же означает пацифик, и существует несколько теорий о происхождении самого знака. Согласно наиболее распространенной из них, пацифик - это вписанный в круг отпечаток голубиной лапки. Достаточно логично, ведь голубь - птица мира. А само слово "пацифик" в переводе с английского означает мирный, миролюбивый. Однако есть поклонники и у другой теории, согласно которой пацифик - это 15 руна древнего рунического строя, футарки. Трактуют значение этой руны по-разному, однако общий смысл сходен - защита, надежность, помощь, стремление вверх.

С фенечками, или феньками, все гораздо проще. Название происходит от английского thing - вещь, предмет, и изначально так называли практически любую мелкую безделушку. И только спустя какое-то время слово стало означать плетеный браслет на запястье, чаще всего из бисера. Фенечка очень прочно прижилась в среде хиппи и достаточно быстро обросла традициями и приметами, с ней связанными.

Настоящая фенечка не может быть куплена в магазине или на лотке, она может быть только подарена в знак любви или дружбы. Для себя фенечка не плетется, она только дарится, соответственно, и получить ее можно только в подарок. Естественно, каждая фенечка плелась отдельно для конкретного человека. Кроме того, она обычно сплетена в форме сплошного браслета, и если работа выполнена тщательно, невозможно определить начало и конец плетения. Из-за этого такая фенечка заканчивалась прямо на руке хозяина.

Кроме того, фенечкам давали различные имена. У каждого цвета или сочетания цветов было определенное значение, а разнообразие размеров и узоров, определенная демократичность, которую придавала человеку фенечка, объясняет популярность их даже у людей, к хиппи не имеющих никакого отношения.


Система


В постсоветском пространстве хиппи создали совершенно уникальное явление, не имеющее аналогов, пожалуй, больше нигде, - Систему. В отличие от отдельных коммун, существовавших во всем мире, Система представляла собой свой, отличный от окружающего, мир, дающий возможность вести альтернативный образ жизни и шанс практически любому человеку, независимо от социального происхождения, найти свой путь и реализоваться.

Опорой Системы выступала сеть флэтов (квартир, в которых мог проживать практически любой хиппи), разбросанных по всей стране. Причем изначально Система отличалась большой гибкостью и открытостью: системные хиппи общались со множеством различных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией, богемой, поддерживало отношения с различными религиозными кругами. При этом, естественно, шел постоянный обмен информацией, накопление опыта. В 80-е годы движение Системы стало широким и неоднородным, в него влилось множество людей, которые достаточно сильно отличались от традиционных хиппи.

Движение держалось на одном порыве, на интенсивном всплеске духовной активности людей, которые принадлежали ему. Это был бурный поток, а не стабильная структура. И удержаться в нем мог только тот, кто находился в постоянном "горении", пассивность в сочетании с попыткой жить в Системе обычно приводили к деградации и внутреннему разрушению.

При всем этом, Система не давала человеку окончательный ответ о его индивидуальном предназначении, ведь любое декларирование знания о единственно правильном образе жизни автоматически присваивает ярлык секты и позволяет говорить о политическом экстремизме. Система была катализатором некоего этического поиска, стимулировала выработку своей собственной позиции.

Кроме всего прочего, особой яркой чертой Системы было то, что она не предлагала бегство от окружающей действительности и сосуществовала с остальным миром, контактировала с ним, училась взаимодействовать или с минимальным риском для себя, или же сознательно выбирая этот риск. Эти течения, предлагавшие побег от действительности, и модные направления занимались играми. Система же имела и имеет дело с реальной жизнью и реальной смертью.

По причине значительной открытости и контактности хиппи всегда существовал целый ряд опасностей. В Системе, вопреки общепринятому мнению, с наркотиками старались не связываться, хотя бы по той простой причине, что получить срок мог не только тот, кто принимал наркотики, но и человек, являющийся хозяином, или на которого оформлен флэт. А ведь считалось, что свободный человек не создает другим проблем и не является для них обузой. Также это могло спровоцировать нездоровый интерес (через каналы распространения наркотиков) криминальных элементов, бандитов, не так редки были случаи, когда квартира превращалась в настоящий наркопритон, склад краденого или вообще отбиралась.

Деньги для системных хиппи были скорее безразличны. Но попрошайничество обычно не поощрялось. Всегда существовали какие-то возможности эти деньги заработать. А традиционный способ путешествия по стране автостопом при наличии денег воспринимался как позерство или жадность, ведь упор делался просто на человечность отношений, а не на то, что все можно получить и бесплатно! Моральный долг, который могли ощущать многие хиппи, возвращался, в первую очередь, Системе.
Кроме того, со временем слово "хиппи" настолько утратило свою ценностную значимость, что в Системе бытовала поговорка: "Никогда не верь хиппи"...



Сегодня


Нынче движение, как единое поле традиций и связей, существует преимущественно только в виде отдельных "островков", в остальных же случаях перенимаются только какие-то отдельные фрагменты. Идеология размыта еще сильней, чем было до этого, множество имитаторов берут от самого движения только что-то внешнее, напрочь забывая о том, что основное - это дух, отношение и мировосприятие.


Как ни печально, считается принципиальной внешняя атрибутика, существующая ради нее самой. Возникает такое впечатление, что движение создавали дизайнеры и модельеры. Кроме того, значимость придается стажу пребывания в движении. Количеству километров, пройденных "стопом". Ценится асоциальность...


То есть получается, что хиппи обязан вступать в бесконечные конфликты с обществом, должен оставаться в движении несмотря ни на что и одеваться соответствующим образом. При этом отклонения от подобных штампов вызывают недоумение. И все это называется свободой!


Однако и среди современных хиппи существуют люди, для которых подобный набор правил лишен смысла. Они духовно растут, стремятся к подлинной свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом, сейшенят на людных улицах с гитарами или флейтами, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, песни...


И для них быть хиппи - путь любви, реальнее многих других, путь, который имеет сердце

:)

Фото: Ali Images

 

Переходы на страницы: хиппи от А до Я (Скип Стоуна), библиотека, Сага о Системе