01.08.2002
10:04
Дионис
О
хиппи
http://webcenter.ru/~dionysos
Привет,
Dreamer!
>Меня очень интересует тема: Америка шестидесятых" В аспекте
молодежной культуры и молодежных движений того времени. Можете помочь
с информацией? Всем кто откликнется БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Я
занимался этой темой. У меня есть дома несколько книг по тематике
молодежного движения в Америке и альтернативизма в более широком
плане. Однако я не могу себя назвать специалистом в этом направлении,
меня интересовали истоки движения хиппи, Гринписа, движения ненасилия
с точки зрения осмысления проблем молодежного и альтернативного
движения в России. Интересует ли тебя академический аспект (значит,
тебе нужны ссылки на литературу) или тебе хотелось бы просто несколько
больше узнать об этом в личной беседе?
Возможно, тебе будет интересно сравнения хиппи у нас и в Америке,
читай далее.
Я
долго пытался понять, что есть современные хиппи в России, был на
Рэйнбоу, общался с некоторыми признанными хиппи, включившимися в
систему еще в конце 70-х. Тусовался на Арбате в Москве с волосатами
собратьями. И обнаружил, что практически никто из них сейчас себя
не идентифицирует как хиппи. Знающие люди просветили меня в том,
что в СССР движение хиппи часто было попыткой копировать внешнюю
сторону западного хиппизма: стильность, рок, джинсы, вписки, путешествия,
свободный секс и наркотики. Очень часто это были дети весьма обеспеченных
советских чиновников. Оно собирало индивидуалистов, которым было
тошнотворно от тоталитаризма, которые искали романтики и выражали
таким образом свой протест. Часто среди хиппов той эпохи были фарцовщики
или музыканты. Многие из тех хиппи нашли теперь себя в бизнесе,
в искусстве, а иные уехали из страны.
Я
хочу сказать, что те идеи, которые составляли жизненные устремления
западных хиппи 60-70-х: жить как дети и птицы небесные, как цветы,
в гармонии с природой, не заботясь о хлебе насущном, жить в братстве
- не разделялись большинством хиппи в СССР. А ты эти устремления
в существенной степени понимаешь и разделяешь. Поэтому после распада
СССР многие хиппи перестали чувствовать себя таковыми и движение
хиппи распалось. На фоне многочисленных молодежных развлекающихся
тусовок остались отдельные индивидуалы и странники, которые продолжают
частично нести ценности хиппи, либо переосмысляют их философски
в поисках ответов на актуальные современные вопросы.
Западные хиппи бросили вызов буржуазному образу жизни своих родителей
и учителей. Каковы же результаты движения западных хиппи? И кто
сейчас в России делает что-то подобное? Следует ли абсолютизировать
образ жизни хиппи, а может быть сейчас требуется его трансофрмация?
Так вот, одним из результатов движения западных хиппи (но не их
единственных, в этом много кто еще поучаствовал) было в том числе
прекращение войны во Вьетнаме, появление первых экопоселений, движение
коммун, развитие экологического движения, обращение к древним традициям
разных народов (язычеству) для саморазвития и оздоровления личности
и социума.
В России некоторые хиппи поучаствовали в развитии экологического
движения, андеграунда, но прежде всего в становлении рок-движения
- это действительно их детище. Многие российские хиппи после перестройки
вполне хорошо пристроились, как я уже писал, и перестали быть хиппи,
это прошло как юношеское увлечение. Остались единицы олдовых хиппи,
например, Умка, рок-певица в Москве, Фри Лав (он же Илья Васильев),
некоторые вечно странствующие хиппи и бродячие музыканты (таких
я встречал на Радуге), а также ряд людей которые были всегда близки
по взглядам хиппи, но никогда себя не отождествляли с ними полностью.
Раньше,
чтобы быть принятым в семью хиппи (в систему), необходимо было принять
посвящение - проехать автостопом по трассе Москва-Питер и вписаться
к своим тут или там. Но сейчас уже давно никто особенно не стремиться
быть хиппи в Москве, по-крайней мере, и мало кто представляет, что
сие означает. Хотя волосатые периодически появляются тут и там,
их даже народ обзывает хиппи, но в этом нет исконного смысла.
Я
знаю, что на Арбате можно завсегда повстречать самых разных волосатых
пиплов, но почти никто из них себя не идентифицирует с хиппи. Впрочем,
сейчас появляется молодежь, которая резко критически оценивает иногда
нажитое своими предками богатство и их буржуазный образ жизни, дело
доходит даже до того, что некоторые из этих молодых людей сознательно
отвергает родство со своими богатыми предками, оказываясь наследовать
их деньги и прочие преимущества статуса. Но их не настолько много,
чтобы они могли образовать какое-либо движение, оно стремяться не
выделяться, и часто прикидываются под хиппи.
Мне всегда были симпатичны западные хиппи и я чувствовал себя близким
им по духу. Но, в конечном итоге, я нашел себя в традиционной дохристианской
вере славян. Если бы я жил в Элладе, я бы обратился к языческой
вере Олимпийских богов, но поскольку я живу на Русской Земле (к
тому же предки мои по матери славяне), то естественно принять веру
славян.
Возможно,
язычество как традиционная, исконная вера и есть то, что сейчас
может составить для молодежи реальную альтернативу буржуазной пошлости,
как и насаждению искусственных и чуждых народному духу ценностей,
в том числе официозно-церковных ценностей типа "Православие.
Державие. Народность" (реальной народности в этом никакой).
Так вот для обращения к язычеству вовсе не требуется трансформировать
как-либо движение хиппи, потому что язычество и есть подлинный источник
начала хиппи на Западе. На Западе не сохранилось живой языческой
традиции (около миллиона женщин там было сожжено по обвинениям в
языечтве в эпоху инквизиций), поэтому хиппи нашли ей своеобразное
замещение, создав своеобычную новую молодежную культуру. У нас же
языческая традиция до сих пор имеет живые корни, сохранившиеся несмотря
на тысячелетние гонения со стороны властей и церкви.
Когда я иду на народные языческие праздники с друзьями, одев очелье
(в переводе на язык хиппи - хайратник) и народный костюм, то часто
слышу со стороны возгласы: "Смотри, хиппи идет". Или,
реже, слышу вопрос: "Это что, какая-то новая религия".
Народ любопытно глазеет на меня (на панков уже так не реагируют)
как на какой-то новый стиль, хотя это всего лишь традиционная народная
одежда, которую носили его бабушки и дедушки. Между тем еще в начале
века в некоторых местах крестьяне катали попов по засеянному полю,
чтоб урожайность была. Как не жаловались попы на этот языческий
обычай, но соглашались его исполнять, иначе их бы обвинили в неурожае
и они лишились бы своих приходов.
Я знаю, что о язычестве много чего наговорено ложного, дескать это
бесовство, нечисть колдовская, служение дьяволу и т.п. и т.д. Но
для меня и моих друзей - это подлинное народное природное мировоззерение,
которое мы несем в себе и хотели бы передать своим детям.
В части любви к природе и желании жить в гармонии с ней и друг с
другом, в тяготении к общинному образу жизни, к экопоселениям -
мы, язычники, подобны хиппи. Правда, мы стремимся опираться на традиционный
опыт и обычаи нашего народа, восстанавливая ремесла и народное искусство.
Если в идеологии хиппи все люди - пиплы-граждане мира, то мы видим
выход из цивилизационного тупика (каковой признается и хиппи) не
в слиянии-унификации всех и вся, а в сохранении уникальности и самобытности
каждой культуры-этноса.
В части пацифизма, среди нас есть люди, разделяющие идеи ненасилия,
но есть также и воины, для которых борьба, проявление боевого духа,
способность постоять за себя и за слабых - дело совершенно естественное.
Эти люди вполне мирно уживаются в нашей среде и даже временами состязаются
друг с другом в ловкости и силе на наших праздниках. У хиппи пацифизм
часто является продолжением идей христианского смирения, мы же не
разделяем идей смирения перед злом и несправедливостью и человек
у нас не есть раб божий, но боги есть любящие его предки. (Хотя
хиппи в основе своей идеологии считают себя последователями Христа,
но они не также разделяют христианско-иудеской идеи, что человек
есть раб божий).
В
части странничества, среди нас есть люди которые имеют очень хороший
походно-экспедиционный опыт по горам и лесам, городам и деревням
в глубинке России, поездок автостопом и на собаках, в том числе
без копейки в кармане. Некоторые из этих людей пришли к язычеству
побывав в хипповской системе. Мы разделяем принципы народного гостеприимства.
Но если хиппи живут как цыгане, передвигаясь и пользуясь поочередно
гостеприимством своих людей в разных городах, то нас есть привязанности
к своему родному месту и чувство долга по его сохранению, как и
к своим семьям, родным и близким, к дому. Если язычник отправляется
в странничество, то у нас есть четко понимаемая миссия, цель, а
не просто желание сменить обстановку, поглядеть на мир, хотя и это,
кончено, нам не чуждо.
Хиппи считают себя детьми, цветами жизни. Мы разделяем с хиппи стремление
непосредственно чувствовать и реагировать на мир, подобно детям.
Чувственное познание и мировосприятие - основа язычества. Мы, как
и хиппи, считаем, что жизнь дана для радости, а любое страдание
преодолимо, что надо делать свою жизнь райской здесь и сейчас, а
не ожидая конца света. Однако у многих хиппи это сопровождается
отказом от принятия ответственности за серьезное дело, да и за самих
себя.
В
отличие от западных хиппи 60-70х годов, проявлявших гражданскую
активность во многих вещах, их современные последователи в гораздо
большей степени апатичны и бесхребетны, замкнуты на себя. Мы же
принимаем личную ответственность за себя, за родную землю, за деяния
своих предков и за будущее своей семьи и народа.
В отношениях между женщинами и мужчинами, хиппи придерживаются правил
свободной любви, которая ни к чему никого не обязывает, не возлагает
ни какой ответственности. В нашей среде, пожалуй, господствуют среди
старших скорее патриархальные идеи, молодежь выбирает свободные
отношения. Четких этических правил в этом отношении не принято у
нас.
Но
из соображений традиций, язычники безусловно уважают материнство
и считают, что отец не должен прятаться, но должен принять ответственность
за своего ребенка. Соитие для нас - священный акт, в котором со
стороны мужчины участвует небо, а со стороны женщины - земля. Лично
я, будучи сторонником полигамной (где несколько мужей и жен, а дети
общие) семьи, предпочитаю глубокие и длительные духовные и сексуальные
отношения, поверхностным и односторонним.
Понятно, что постоянное странничество хиппей требует отношения к
сексу как к глотку воды: выпил из одного источника, пошел к другому,
не заботясь о прежнем - это дело самого этого источника. Для язычников
секс - лишь небольшая часть священнодействия в отношениях между
женщиной и мужчиной, ограничиться этой малой частью - значит пропустить
нечто гораздо более важное. Ведь язычество - это родоплеменные и
семейно-родовые верования, т.е. семья и род, братство и взаимопомощь
- не меньшая (если не большая) ценность, чем собственное "я".
У
хиппи собственное "я", его удовлетворение - высшая и,
пожалуй, единственная ценность в настоящее время. Когда братство
и любовь стало всего лишь необязательным приложением к личным удовольствиям,
хиппи исчезают как динозавры. Но я надеюсь все же, что кто-то из
них сумеет уберечься от крысиных условий и сможет сохранить культуру
хиппи. Все же это будет своего рода музейная ценность, заповедник.
А язычество - это растущее движение, у которого есть серьезное будущее,
могучие и древние корни. Удачи!