Трудно сейчас установить, откуда пошёл этот народ, в какой именно местности он развился. Исследования показали, что одновременно в разных географических точках у разных этнических групп стали проявляться признаки аномального общения. Люди нетрадиционной языковой ориентации стали объединяться в группы, кучки, кланы. Поначалу это явление не выглядело столь опасным и люди нормальные смотрели за происходящим с усмешкой и любопытством. Но постепенно события стали принимать всё более угрожающий характер.
Чтоб оценить
всю опасность, рассмотрим суть так называемого языка образов поближе.
Это не просто язык глухонемых, которые знаками доносят друг до друга необходимую
инфрмацию. Язык образов - это антиязык, так как смысл его не в сообщении
информации, а наоборот в её ликвидации. Представьте
себе пару, тройку или большую группу людей, остановившихся посреди улицы
или в каком-либо общественном месте и, совершенно презрительно к общему
потоку увлечённо нечто друг другу показывающих. Поначалу вы даже не можете
понять, что собственно они демонстрируют друг другу. И в самом деле у
них ничего нет. Серьёзные исследователи народа зрения настаивали, что
в том, что они друг другу показывали, не было даже воздуха. Как такое
возможно вопреки всем законам физики, не будем обсуждать, скажем лишь,
что забота о благополучии этих законов уже сама по себе взывала к отмщению. Все предметы,
которые они брали в руки, видимо символизировали в их культуре некоторый
пласт смысла. Символика эта устанавливалась "говорившим" совершенно
произвольно. Один и тот же предмет в разном контексте мог значить совершенно
различные вещи. Суть же проблемы в том, что единственной целью манипулировавших
посредством предметов всегда было лишь привлечение к себе внимания, спекуляция
на той или иной важной для слушателя теме. Добившись внимания, "говоривший"
подыскивал новую тему, а за ней - следующую, и так, пока не падал без
сил рядом со своим так называемым собеседником. И оба, конечно же после
этого сеанса уже были не способны ни к созидательному труду, ни даже к
деторождению. О сексе нужно
сказать особо. Исследователи подчёркивают устойчивую неприязнь всех адептов
языка образов к физическому контакту. При этом у представителей народа
зрения замечали нечто похожее на то, что обычные люди называют любовью
или влюблённостью. Находившиеся в этом состоянии регистрировались по полному
воздержанию от каких-либо движений, контактов, и звуков. Спустя некоторое
время, как правило, жизнедеятельность возобновлялась. Но с некоторых пор
всё чаще стали регистрироваться случаи затяжных обеззвучных и обездвиженных
пребываний. Как правило, попадавшие в это состояние обретались по двое,
реже по трое. Еда у представителей народа зрения оказывалась составной частью их бессмысленного общения. Как правило перед тем, как съесть что-либо они долго смотрели на это и показывали друг другу, что-то при этом понимая и кивая. Часто они придавали съедобным предметам странные формы, напоминавшие другие предметы и явления видимого мира. Поддавшиеся
на влияние образной пропаганды стали активно агитировать за создание лабораторий
по преобразованию образов в образы с целью получения материальных форм,
от механических и простейших и далее к человеку. Прокатилась волна демонстраций,
беспорядков и забастовок. Правительству пришлось применить силу. После
того, как у народа зрения не осталось сторонников, власти приступили к
работе с адептами. На этом этапе пришлось удерживать ту часть населения,
которая была готова к физической расправе. Специально созданные исследовательские
комитеты заметили, что подобно тому, как добровольные летальные исходы
влюблённых не уменьшают численность народа зрения, поскольку те же образы
регенерируются в новую плоть, то и физическое устранение не обеспечит
в будущем безопасности, так как уничтожению должны подлежать не только
и не столько носители - тела, но в первую очередь сами образы - источники
бед. Как же мог
народ зрения исчезнуть?
Длительное противостояние "народу зрения", этим внутренним инопланетянам, закончилось совершенной победой разума. Теперь если где и встретится остаточный адепт языка образов, он вызывает лишь смех. Многих пришлось изолировать в специализированные лечебницы. Некоторые из них сделали себе карьеру, как артисты. Максим Якубсон
Связи,
на которых строится сообщество, имеют природу, приближенную к электромагнитной,
но несравненно более тонкую. Ядро сообщества сохраняется от начала до
конца путешествия. Сообщество
существует лишь в пространстве и времени путешествия. Все его характеристики,
смысл и свойства, как и само сообщество, вне конкретного пространственно-временного
континиума не существуют. Сообщество не есть группа людей, но нечто, находящее
себе приют в группе людей. Когда нечто, объединявшее людей, или, другими
словами, миссия, исчерпывается, разделяются и элементы складывавшиеся
в сообщество. Основным
предметом путешествия для сообщества является время, а не пространство.
Именно перенесение внимания на время позволяет сообществу добиться гармоничных
отношений с пространством. Время при этом рассматривается в первую очередь,
как внутреннее. Все внешние временные измерения, этнические, социальные,
религиозные, семейные воспринимаются в призме внутреннего времени, субъективного
личного видения. Под личным подразумевается душевное, а не телесное восприятие,
то есть то видение, на которое не распространяется власть смерти. Телесное
и иные вышеперечисленные времена учитываются. Но для понимания природы
движущихся сообществ они важны лишь в той мере, в какой попадают в поле
пересечения с душевным видением и душевным временем. Душевное же время
приобретает значение только при появлении любви, при встрече двоих или
троих личных времён. Душевное время при состоянии покоя тождественно сумме остальных времён, социального, телесного и пр… Обретение этого состояния - частное дело, никак не соотносящееся с жизнью сообщества. В жизни сообщества человек, лишённый этого состояния, не участвует. Он может быть спутником сообщества до поры до времени, пока необходимость обретения состояния внутреннего покоя не подвигнет его к уединению. Являясь спутником сообщества, он может совпадать с социальными, религиозными, телесными временами иных членов сообщества. Он будет оставаться в пространстве маршрута, но не в пространстве путников, в силу обусловленности и автоматизма своих действий. Это состояние не может изменится в данном путешествии, кроме как чудом, подобно тому, как при обычном передвижении автомобиль не может стать пассажиром или водителем. Изначальные состояния, установленные при начале движения собщества не меняются в течении его. Каждый
исходит из своего личного изначального состояния. Можно условно разделить
всех участвующих в данном конкретном путешествии на две категории: делящихся
смыслом и создающих пространство для смысла. Только так исход, осуществляемый
членами сообщества, может быть истинным, а не мнимым. Границы и количества
принадлежащих к второй группе могут быть более зыбкими. Те, кто составляют
первую должны находится в согласии и до конца пути сохранить свой состав
или передать функции. Первым
условием для начала движения является встреча нескольких людей, находящихся
в состоянии покоя, то есть согласовавших все свои видения, восприятия
и времена. Вторым условием является их расположенность к совместному пребыванию.
Третье - приглашение, просьба или задание, соотносящееся с конечной точкой
маршрута. Четвёртое - наличие в достаточном количестве средств передвижения,
как то: деньги, энергия, транспорт. Но главное условие, при котором группа
людей приобретает характеристики движущегося сообщества - это рождающийся
язык. Способность
нести сообщение и процесс рождения нового языка и делают сообщество заслуживающим
внимания. Язык в каждом сообществе свой. Необходимость в рождении языка
и необходимость исхода из времени тесно связаны. Преодоление
времени происходит через его выражение в образах. Находя образы, выражающие
формы времени, как глубокие личностные взаимоотношения, члены сообщества
абстрагируют их, как символы, складывают в сюжеты, интерпретируют, делая
свои версии, и передают, как иероглифические письма. Прошедшее через труд
восприятия и осознания, время уплотняется, обработанное, оно теряет свою
агрессивность и может считаться покорённым, то есть дружественным, или
забытым. Пространство же, при таком видении, обретает смысл, как хранилище
образов, способствующих исходу из времени. Язык
образов предполагает передачу зрительной информации без посредников, только
через тождественное, восходя по лестнице подобий. Через уподобление вещь
или явление определяется и отделяется. Косность нашей природы ведет к
тому, что уподобление не приносит ясности, стремление к истине порождает
дальнейшее восхождение по лестнице образов. Эта лестница бесконечна, за
достижением её вершины неминуемо возвращение к основанию, так как это
не плоскостная, но объёмная форма, находящаяся в изменении, и в движении,
всегда противоположном вектору нашего стремления. Язык
образов может быть охарактеризован через разделение на "письменный"
и "устный". "Письменные"
формы носят более индивидуальный характер. Получение и осознание образов
при "письменном" общении происходит индивидуумом. Материальность
носителя словно бы берёт на себя функции собеседника, но одновременно
привязывает воспринимающего или делящегося субъекта к той или иной роли. При
"устном" общении происходит совместное проникновение двух (или
большего количества) людей в единое образное пространство, источник образов,
где границы личности открываются. Это раскрытие затрагивает хрупкую социальную
личность, социальный образ, но не касается души человека. В пространстве
внутреннего небесного зрения все, спаянные во временные личностные формы,
слитые образы разделяются, восходя к огромному иероглифическому алфавиту,
пределы которого согласованы с количеством вещей в мире. Термин
"письменный" в отношении к языку образов условен, так как любое
образное сообщение имеет сущностно иные цели чем сообщение словесное.
Цели и побуждения гораздо легче достижимы при использовании голоса и слова.
За голосом и словом как будто стоит некто, слова и голос, как правило,
меньше него, они подчинены ему, тому, от кого они исходят. Также и письменные
тексты. За ними стоит автор - социальная единица. Чем
текст поэтичнее, тем он дальше от письменного языка и ближе к образному.
Образы всегда больше или равноправны по отношению к тому, кто их порождает.
Способности же генерировать и получать сообщение из образов зависят от
того, насколько человек настроен на не функциональное бескорыстное восприятие.
Где
же цель общения языком образов, если она находится за пределами простых
межчеловеческих отношений? Кто
субъекты общения, если люди выглядят только частично заинтересованными
в нём и иногда равноправны с тем, что не наделено даром речи? Что это за общение, источник которого скрыт, а субъекты двигаются на ощупь и тем успешнее общаются, чем менее считают себя способными к порождению сообщений?
Ксения Журавлёва О друзьях и талантах. Феликс и Максим Якубсоны - два кинорежиссера, отец и сын. Феликс Израилевич Якубсон - по образованию инженер-физик, абсолютный самоучка в кинематографе, много лет снимавший научно-популярное и учебное кино под чужими фамилиями, считает кино одним из средств общения людей зрительными образами в эволюции общения, начавшейся наскальной живописью. Его картина "Поделись своей мыслью" (1986) стала результатом 25-летних размышлений о том, что такое кино.
Застать и того и другого дома, в Петербурге очень трудно. Отец живет в Москве и Иерусалиме. Сын после долгого периода путешествий вернулся в Петербург осенью. Его рассказ о себе и об отце от первого лица. Про фотографию
Вот то, что
мы с отцом делали - это как раз и было слежением за судьбами, за жизнью,
за собой. И за путем близких - за временем и за контекстом. У меня это
где-то в прошлом. Сейчас есть потребность в том, чтобы дать жизнь внутреннему
миру. Не использовать натуру, даже самую интересную, а дать возможность
артистам, соавторам для творческой работы, выражения себя, фантазии. То
есть не следить за жизнью, а жить просто. Справочка
про Сквоты: О джазе
"Имена" Задачи на самом деле схожи в обоих фильмах, и в том фильме "Имена" и вот в том, которым я занят сейчас. И миры близкие, пространства, космосы вокруг людей. На грани мифа, вымысла и реальности. Люди одаренные так осознают свою жизнь, что эта грань начинает стираться, кажется будто они сами сочиняют ее. Такова история поэта Аранзона, он жил в этом доме. И на самом деле, путь Геннадия Гольштейна - таков. В фильме есть люди, у которых сама жизнь очень интересна, в "Именах" присутствуют и сочиненные истории, например, игровая связующая новеллы воедино. Задача фильма
- сохранить этот мир, воздух, интонацию. Сделать некое пространство, в
которое люди потом могли бы входить. Кино же очень реальное искусство. Оно фиксирует образ человека, голос человека. Не только игровые фильмы, даже документальные фиксируют ту атмосферу, что создает вокруг себя режиссер. Чем интереснее атмосфера, тем интересней фильм. Любое кино документально, поскольку фиксирует плоды замысла, среду, время или актеров. Замыслы.
Когда я поступал во ВГИК, мне не вполне был ясен будущий путь. В первом фильме я просто постарался использовать те возможности, которые были мне даны во ВГИКе. У меня была возможность сделать собственный фильм, сохранить то, о чем только я мог рассказать.
Язык образов это, в конечном итоге, язык нашей повседневности. Вот вы принесли виноград, а я поставил на стол незабудки - это высказывание на языке образов. Осознанное или не осознанное… тем не менее… Это фильм, в котором много пантомимы, движения, есть история о любви и поражении, столкновении иллюзий и реальности. Фильм расскажет о том как этот народ, этот организм возникает и как он гибнет. Это немножко секта, немножко театр. И было бы правильно отнести это к жанру комедии, комедии абсурда, похожей на комедии Бастера Китона, где не знаешь, плакать или смеяться. Про запретные
темы. Для себя, как для человека, я говорю, что нет того, на что бы нельзя было смотреть… то есть, нужно преодолевать страх. А кому-то можно запретить, то есть конечно, мать запрещает своему сыну на что-то смотреть. Ну, если любишь человека, то его как-то ограждаешь, чувствуешь, что что-то может быть для него нехорошо. Ты берешь ответственность на себя. Это твой выбор и личное отношение. Суть кино как раз в том, что это и страшно одновременно, так как мы ко всему привыкаем, можем на все смотреть, а может и хорошо. Я был в экспедиции в тундре, и видел как ненцы убивали олененка, освежевали, пили кровь. Ели сырое мясо. Традиция запрещает ненцам убивать белого оленя. Я только начинал учиться, начинал заниматься кино, но я поехал, так как была идея с одной из кинематографических студий сделать кино. Фильм не сложился тогда, но впечатление было очень сильное от того, как на глазах жизнь уходила, то что было живым, становилось мертвым. По-моему, это самое сильное впечатление. Можно или
нельзя?! Я не могу запретить, это смешно. От того, что ты скажешь нельзя
это прекратиться? Это происходит. Везде. Смешно думать, что мы можем как-то
повлиять или запретить. Это вокруг, везде. Есть такая грань когда ты можешь
вмешаться, когда не можешь. Есть свободный выбор личности, когда можно
остановить, начать действовать. Но тогда человек перестает уже быть режиссером. Теперь это его дело. Он становится персонажем и героем. Здесь вопрос о функциях. Если ты режиссер, то делай до конца свое дело. И ты не знаешь как будет. Может быть, если ты будешь до конца свое дело делать, то это скорее остановиться?.. Об отце. Самый интересный
его период, кульминационный период его в кино, когда он делал фильм под
названием "Поделись своей мыслью". Это был 1986 год. Он был
одержим. Постепенно
материал накопился в летопись. Как когда-то там были девять дней которые
потрясли мир. Так же он себя чувствовал среди этих хроник. Есть хроники
событий в Москве в 1993 году. В Чечне он снимал в мае 1995. Потом перешел
на видео, от политических хроник к хроникам повседневной жизни, связанной
с контекстом этого дома и петербургской и московской культурой. Часть
снятого - путешествие в Иерусалим, которое мы предприняли с ним в 1999
году, там есть хроники пешего каравана мира из Израиля в Иорданию, это
предприятие явилось кульминационной точкой нашего повествования. Накопился
огромный видео-архив. Мы с ним решили, что это что-то вроде видео романа.
Романа о времени. Там есть вещи которые кажутся более важными и более
ценными и менее важными и менее ценными. В этом выразился пафос последнего
времени - осознания и овладения жизнью. Такой героический и обреченный на поражение пафос. Справочка о Маклюэне Херберт Маршалле (1911-1980) - канадский социолог, культуролог, теоретик коммуникационных технологий, публицист. В центре внимания М.-Л. развитие культуры как совокупности "средств общения", формирующих людей, их сознание. М.-Л. отдает культуре определяющую роль. Переворот в культуре влечет за собой смену ист. эпох, он происходит каждый раз тогда, когда появляется новое средство общения. Сначала это детская речь, затем книгопечатание, электричество, ЭВМ, средства массовой коммуникации. Развитие и доминирование совр. информационных технологий, по М.-Л., имеет тенденцию к утере содержательных моментов в них и гегемонии средства осуществления информации, которые могут приобрести угрожающие размеры по своему манипулятивному воздействию на индивида. Одним из первых М.-Л. обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникации в неразрывной связи с общекультурными. М.-Л. предложил оригинальную классификацию культур, эпох, исходя из того, что культура - это совокупность средств общения, формирующих сознание людей, а в конечном счете - и их образ жизни. Он называет три разных культурных эпохи: племенного, книжного и информационного (экранного) общества. А теперь
все-таки об отце. О детстве и маме.
Коля.
О том, что висит на стенах.
А двое других
художников нуждаются в некоторых комментариях. Личности, которые явно
не оценены по достоинству. Дар и потенциал которых, не соответствует общественному
признанию Один - это Евгений Михнов-Войтенко, он абстракционист. Он один
из сильнейших абстракционистов 20 века. Здесь не лучшие его работы. Не случайно он был театральным художником, учеником Акимова, личностью очень яркой и выделявшейся. Его живопись так или иначе связана с театром. Он исследовал разные направления, живописные стили и пришел к абстракции как к наиболее адекватному для себя способу выражения. Пытаясь фиксировать состояние в живописи через цвет и жест. Не сюжетно изображать мир, не фиксировать информацию, а стараться передавать нечто не вербальное. Такая попытка. А это Марк
Тумин - замечательный художник, он принадлежит к эрмитажной школе. Учителем
его был Яков Длугач. Название эрмитажной школы пошло от того, что они
очень много занимались копированием старых мастеров. Эта живописная и
философская система интерпретирует классические сюжеты. Она являет собой
очень реальную и мощную альтернативу деятельности Новой академии. Они
тоже связаны с классическим контекстом, но исход из него предполагают
несколько другой. Если в Новой Академии основа - это воспроизведение классической
форм, то здесь фокус на содержании и неких внутренних соотношениях, лежащих
в основе классических композиций. Это своего рода традиционализм, в который
перенесен опыт живописного авангарда. Там - Давид,
играющий на арфе или оплакивающий Урию, здесь старик с трубкой - блюзмен,
ту работу Марк почему-то называет "Моня в зоне", но это для
своих. На самом деле она адресована Мандельштаму. Это работы для диалога, они способны изменяться. Если работы Зинштейна существуют сразу, при первой встрече, то эти - длятся во времени, изменяются, живут, подчеркнуто не совершенны. Про Москву,
деревню и столицу. В Москве много друзей. В Москве телевизионный проект, связанный с уличным театром.
Одно время мы жили в Москве в коммунальной квартире. Тоже странное такое место. В ней же жил Дзига Вертов - это "Человек с киноаппаратом", "Киноправда" - один из основателей документального кино советского, он очень уважаем и в России и в мире, потому что пропагандировал киноправду. Именно жизнь воплощенную в неигровом кино. Не мифы, не иллюзии, а настоящую жизнь, запечатленную на пленку. Кино не как фабрику грез а как шанс для рефлексии, для исследования жизни. Мы с отцом там прожили несколько лет. Бывают разные коммуналки, но эта, почему-то была с очень сложными соседями, мы практически не общались. Вообще сложно жить каким-то укладом с людьми любому человеку. До тех пор пока есть хозяин, можно регулировать, отстоять пространство, сохранить иерархию. Проблемы начинаются тогда когда это приобретает постоянный характер. Поэтому, я бы не смог жить в деревне, все-таки мне нужна какая-то дистанция. О друзьях
и о талантах. Он умер здесь, в этом доме, весной. Его звали Дима Тимченко или Вадим Назенцев. У него было два имени - одна фамилия в паспорте, которую он взял - это фамилия его жены, Ларисы, другая фамилия его от отца. Дима - Вадим. Он тоже занимался пантомимой, театром. Вот его стихи, пожалуй, действительно заслуживают внимания. И в личном плане и плане поэзии - он одно из наиболее сильных за мою жизнь впечатлений.
У Аронзона
каким-то следствием это явился его ранний уход… Дима умер
очень странно - на страстной неделе в страстной четверг, причем он был
человеком отчаянным. О чем свидетельствует такой факт в его жизни, одна
из первых девушек довела его до такого состояния, что он решил выброситься
из окна. И выбросился, и попал в проезжавшую мимо машину с песком. В результате
немножко повредил себе позвоночник, но остался жив. Вот так и с финалом.
Притом что он был наиболее асоциальным из всех известных мне людей, наиболее
не желавшим и не могшим вписываться в привычное русло, и своевольный до
крайности. При этом он умудрился умереть в страстной четверг, через час
после того, как исповедовался и причастился, как на тайной вечере побывал.
И был отпет соответственно в великий понедельник. Очень много людей пришло
на похороны в этот дом. И те кто его любил, учился у него и женщины, которые
у него были. Очень светлое
было время. Дима, неоткрытый питерский материал. Перестав писать стихи
как тексты, он стал говорить стихами. Как будто бы став словом. Мой близкий
друг. Один из немногих людей, с которым можно было советоваться, внутренне
довериться. Справочка
про Олега Григорьева.
|